В России празднуют Великий праздник Пасхи

Начиная с Воскресения. В пасхальных службах приняло участие около семи миллионов россиян .В России празднуют Великий праздник Пасхи. Это один из самых радостных дней в православном календаре. Поздравляя друг друга, россияне угощают друзей и близких освященными куличами, обмениваются крашеными пасхальными яйцами и смс-сообщениями с вселяющими надежду на мир и любовь слоганом: «Христос воскресе!». В ночь на Светлое Христово Воскресение в храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения. На них присутствовали первые лица государства.

Поздравляя Патриарха с Пасхой, президент России Дмитрий Медведев поблагодарил его за усилия Церкви в деле нравственного возрождения нации. «Пасхальные торжества знаменуют победу добра, открывают новые возможности для духовного совершенствования, милосердия и помощи ближним. Русская Православная Церковь всегда была хранительницей традиций нашего народа. На протяжении веков защищала его святыни, служила единству и сплочению страны», — говорится в поздравлении.

А премьер-министр РФ Владимир Путин сделал акцент на новом содержании, которым наполнились контакты Церкви, государства и общества в сфере культуры, образования, воспитания молодежи, укрепления семьи и благотворительности.

Пасхальное богослужение транслировалось по центральным телеканалам, и комментируя сущность главного православного праздника телезрителям, Святейший Патриарх сказал:

— То Воскресение, которое мы сегодня вспоминаем, венчало тяжелейшие годы жизни Спасителя… В них было все: и предательство близкого человека, и восторг толпы, который сменился проклятием, и арест, и страшные истязания, и позорная смерть на кресте. Но Воскресение закрыло собой все… Самые страшные события приобрели другой смысл, живоносный, животворный смысл…

По традиции, Пасхальное Евангелие читалось на 18 языках.

Благодатный огонь, частицу которого в ночь на Пасху в Россию из Иерусалима доставили члены Фонда апостола Андрея Первозванного, дарует верующим надежду на следующий год. Однако не все религии и даже христианские конфессии признают его за чудо. Так что же символизирует огонь? Сходил ли он до Христа? Когда его впервые доставили в Россию? Наступает ли Пасха с момента схождения Огня или позже? Об этом корреспонденту «РГ» рассказал проректор Воронежской духовной семинарии священник Сергий Уланов.

Отец Сергий, в этом году Фонд Андрея Первозванного во главе с Владимиром Якуниным в десятый раз доставляет со Святой земли Благодатный огонь. Существует поверье, что в год апокалипсиса огонь не сойдет?

— Схождение или несхождение огня не символизирует приближение или отдаление последних времен. О символах приближения апокалипсиса сказано в Книге откровений Иоанна Богослова. Там нет упоминания о несхождении Благодатного огня как символе приближения конца света.

Может, именно это и служит основанием для представителей других конфессий, которые скептически относятся к огню как к чуду?

— Я не знаю. Мы же, православные, убеждены, что схождение Благодатного огня — это чудо Божие. И вот почему. О нем упоминают евангелия. У Луки сказано, что когда галилейские женщины пришли ко гробу, то увидели несказанно яркий свет. То же видел и апостол Петр.

А почему огонь в первые моменты не обжигает?

— Мы полагаем, что тот свет, который видели жены-мироносицы, был нетварным (духовным, божественным), и огонь, который сходит в Великую субботу, также является огнем божественным. Поэтому и не жжет.

Символизирует ли огонь воскресение Христа или Пасха и разговение наступают только в ночь на Воскресение, а не в Великую субботу, когда огонь сходит?

— Благодатный огонь указывает на воскресение Иисуса Христа. Но Пасха наступает все же в воскресение, как это сказано в Писании. На третий день после распятия.

комментарий

Александр Шубин, доктор исторических наук

«РГ» пишет о Светлой Пасхе на 1-й полосе. Я и сам, как человек верующий, каждый год хожу на пасхальную службу и отмечаю этот праздник, как и положено православному христианину. Обычно мы с семьей посещаем либо наш храм в Москве, либо едем в Троице-Сергиеву Лавру. Потом возвращаемся домой, чтобы разговеться после поста.

Бесспорно, для меня важны пасхальные и церковные ритуалы. Однако могу сказать, что есть такие служители церкви, которые ведут себя не по-божески по отношению к обычным прихожанам, зацикливаясь на формальностях. Люди посещают храм, чтобы побыть наедине с Богом, а им начинают в грубой форме указывать на то, как они должны выглядеть и что должны делать. К сожалению, у нас церковь поражена такой ветхозаветной ересью. Иногда церковники агрессивно настроены по отношению к тем, кто, с их точки зрения, не очень уважительно относится к религиозным обрядам. Такие вещи меня очень печалят, потому что это далеко от того, чему нас учил Христос, и жаль, что у нас в церкви не все внимательно читают Новый Завет.

Что касается внешнего облика прихожан, то в Новом Завете по этому по поводу никаких ограничений нет. Новый Завет для христиан сегодня должен стоять выше Ветхого. А вот эта лишняя мелочная аргументация характерна больше для ветхозаветной традиции, из которой многое было унаследовано того, чего, может, и не стоило было наследовать. Мне неоднократно приходилось видеть, как в одном и том же храме происходила следующая ситуация. Простые женщины, которые приходили в церковь издалека и поэтому были одеты по-походному, например в брюки и куртки, получали довольно жесткий выговор от местных старушек. Но тут же приезжал какой-нибудь мирской начальник вместе с женой и дочкой, наряженными совсем не по-церковному, и его с великим уважением приглашали на самые почетные места в храме, чуть ли не к алтарю. Здесь, к сожалению, есть двойные стандарты, а христианину нужно вести себя справедливо, стараться давать мягкие, добрые советы тем, кто поступает не совсем правильно.

Я бы посоветовал столкнувшимся с подобной ситуацией постараться уклониться от конфликтов. Церковь — это неподходящее место для разборок, и всякий, кто вступает в склоки и словесные перепалки из-за того, что женщина не надела юбку нужной длины, ведет себя не очень достойно. Если вас охаил глупый служка, который из-за того, что вы не так оделись, выгоняет вас в праздник, как беса, из храма, молча повяжите палантин поверх брюк. С другой стороны, мне так кажется: если вы верующий человек, приверженный традициям, увидели, что женщина вошла в джинсах, не обращайте внимания. Вы же пришли в храм молиться, просить о прощении грехов, зачем же тогда злобствовать и бесноваться?

Тимофей Борисов, Елена Новоселова, Константин Завражин (блог автора) (сайт)

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5756 (83)
16.04.2012, 01:00

 

Источник: www.rg.ru

Ссылка: http://www.rg.ru/2012/04/15/pasha-site.html

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.