Жилье. Капремонт за ваш счет. Как жильцов будут привлекать к капремонту своих домов?

СТАТЬЯ: ЗА ВАШ СЧЕТ. Ростов-на-Дону. В коридоре одной из коммунальных квартир. Но согласятся ли жильцы скинуться на капремонт? Фото: ИТАР-ТАСС. Депутаты отложили на осень второе чтение поправок в Жилищный кодекс, конкретизирующих ответственность собственников жилья за состояние общедомового имущества. Государство призывает решать проблему капремонта многоквартирных домов в складчину. То есть собрать деньги со всех жильцов в единые региональные фонды и под госгарантии меньше чем за 20 лет полностью ликвидировать проблему не отремонтированных многоквартирных домов.

О новом законопроекте рассказывает зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин:

— По статистике 45 млн россиян сегодня проживают в многоквартирных домах, имеющих износ от 30 до 65%. Стоит ли говорить, что условия жизни в таких домах крайне дискомфортны, а капитальные работы обходятся очень дорого. По оценкам экспертов, чтобы отремонтировать обветшалые дома по всей стране, потребуется 3 трлн рублей. Никак иначе, кроме как через создание касс взаимопомощи, таких денег не собрать.

До сих пор капремонт производился преимущественно за бюджетные средства, которых не хватало. Дальнейшие попытки «залатать дыры» в 1,5 млн многоквартирных домов за счет бюджета неэффективны, поскольку у государства физически нет таких денег. Дома попросту начнут разрушаться и перейдут в разряд аварийного и ветхого жилья, подлежащего сносу.

Потому выход, на мой взгляд, один — установить для собственников квартир обязательный ежемесячный платеж за капремонт. Исключение — владельцы жилья в новостройках «младше» 5 лет и аварийных домах. Порядок сбора оплаты определяет федеральное правительство, минимальные и максимальные размеры — регионы, а фиксированный размер платежей устанавливается в каждом муниципальном образовании.

К этим деньгам добавятся бюджетные ассигнования и кредитные средства. За создание такой системы будут отвечать губернаторы, т.к. этот вопрос передается в ведение субъектов Федерации.

Обязанность государства — защитить собранные гражданами средства на капремонт от инфляции и нецелевого использования. Одновременно с этим формируется денежная «подушка безопасности» с использованием различных видов бюджетного софинансирования и банковского кредитования на проведение капремонта, который понадобится домам в будущем.

Также, согласно законопроекту, регионы смогут получать субсидии из федерального бюджета на создание региональных систем капремонта. Собственники приватизированных квартир вправе будут требовать у государства провести капремонт домов, если он необходим на момент приватизации. Вводятся равные права на бюджетную поддержку на проведение капремонта, независимо от способа управления многоквартирным домом. Предусмотрено включение обязательных платежей за капремонт в региональную систему соцзащиты населения при оплате услуг ЖКХ.

Подобные региональные системы действуют в 12 субъектах Федерации и успешно себя зарекомендовали. Например, в Татарстане заключены договоры с 354 управляющими организациями. Все поступающие в республиканский фонд средства собственников имеют адресный характер. Зачисление осуществляется на счет конкретного дома, от собственников которого они поступили. Организован подомный учет поступления и расходования платежей жильцов за капремонт.

Главная цель законопроекта — изменить ситуацию с качеством жизни граждан в лучшую сторону, проведя капремонты, повышающие энергоэффективность дома. Остается надеяться, что законопроект будет успешно применяться на практике и его положительно оценят миллионы граждан, которые сегодня живут в тяжелых жилищных условиях.

19.07.2012, 00:58

Текст: Олег Валов , Василий Тресков

 

Источник:  www.rg.ru, «Российская газета» — Неделя №5837 (164)

Ссылка: http://www.rg.ru/2012/07/19/kapremont.html

—————————————————————————————————————————————-

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ : Капремонт на титанике ЖКХ

Партия власти преподнесла очередной коммунальный подарок. Государство простило себе огромный долг перед населением по капремонту жилья. Поскольку в госбюджете средств на это не нашлось, почётную обязанность заплатить переложили на плечи населения. Тут не отвертеться: строчка «капремонт» с внушительной суммой появится в счетах на оплату ЖКХ. Депутатский спектакль. Главный вопрос – как же давние обещания? Выходит, правительство не держит слова. Когда в 1991 г. приняли закон о приватизации жилья, в нём присутствовала знаменитая 16-я статья. В ней говорилось: государство обязано оплатить капремонт приватизированных домов. Спустя 20 с лишним лет обязательство не выполнено даже на тысячную часть.

В правительственных кругах давно идут разговоры, как бы половчее спихнуть эту гирю с бюджета. Были предложения зафиксировать капремонтный долг по состоянию на 1992 год. Разумеется, пересчитав его по самой невыгодной для населения схеме. Также был вариант: сначала заставить владельцев квартир компенсировать 5% расходов. Затем, приучив к плате, в течение нескольких лет поднять долю до 70%. Но чтобы полностью отказаться от обязательств – такого государственные мужи не видели даже в самых радужных снах. Тем не менее принят именно этот вариант.

Обязательства по капремонту похоронили окончательно. Для этого принят новый Закон под названием «О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов». Формально его авторы – группа депутатов во главе с единороссом, зампредом комитета Госдумы по жилищной политике Еленой Николаевой. Реально за документом стоит Минфин.

Надо сказать, государство не первый раз меняет в свою пользу правила коммунальной игры. Опыта тут не занимать, как и умения запудрить населению мозги. Чего стоит ритуал, который партия власти ежегодно проводит в Госдуме, отходя от новогодних каникул в середине каждого января. Те же депутаты, которые месяц назад приняли очередное предложение правительства о резком повышении тарифов ЖКХ, вдруг начинают причитать по поводу – как непосильно бремя для населения. В обязательном порядке звучат грозные окрики, обещания «разобраться и положить конец». Но вскоре концы уходят в воду, тарифы остаются неизменными. Спустя год спектакль повторяется.

Что нам подкинули на этот раз? Новые правила игры таковы.

Во-первых, платить будут все. Даже те, кто только что въехал в новый дом с иголочки, которому капремонт не понадобится ближайшие минимум 40–50 лет.

Во-вторых, государство опять выступает в роли хозяина коммунального общака. Сначала – расставит законодательные рогатки, заставив всех скинуться на ремонт. Потом будет решать, на что и как потратить «награбленное». Другими словами: платить мы будем обязательно, но права контролировать расходы и требовать что-то взамен не имеем. Спустя десятилетия: пойди узнай, куда делись деньги. Спрашивать, скорее всего, будет не с кого.

В-третьих, платёж за капремонт будет ежемесячным, ограничений суммы, по сути, нет. Тут федеральный центр умыл руки. По новому закону сумму ежемесячного сбора за капремонт определяют муниципалитеты. Правда, региональные власти могут установить максимальный лимит на платёж. При этом закон даровал им право переложить на жильцов вплоть до 100% расходов. Государство не взяло на себя никаких обязательств хотя бы по частичному финансированию капремонта.

В-четвёртых, не стоит обольщаться тем, кто живёт в неприватизированных домах и муниципальных квартирах. Их собственник – не абстрактное государство, а конкретные местные власти. Закон непреклонен: деньги за капремонт включат в плату за наём. Так что новых поборов не избежит никто.

Капитальная экономика

Чем это грозит? Регионы РФ, как известно, делятся на толпу бедных, дотационных и горстку богатых. Причины бедности известны. Маховик бюджетной системы накручен в пользу Центра. Как именно работает механизм – «АН» рассказывали не раз. Сначала он, как крупье в казино, сгребает с пространства страны почти все налоговые деньги. Затем, не слишком щедро, распределяет меньшую часть в виде вспомоществования ограбленным регионам. Благодаря такой «дальновидной» политике, по состоянию на июнь 2012 г. в РФ – 69 дотационных регионов (из 83). В подавляющем большинстве случаев местные власти не найдут денег на капитальный ремонт жилья.

Тут важно понять – о каких суммах речь. Расчёт не сложен. Всего в РФ – 2,8 млрд. кв. м жилого фонда (в многоквартирных домах). По оценке Фонда реформирования ЖКХ, 70% домов требуют ремонта, причём 1,2 млрд. кв. м нуждались в капиталке ещё в 1991 году. Это – тот самый давний долг государства. Можно представить, насколько он грандиозен. Даже если бы при капремонте одного метра удалось уложиться в 1 тыс. руб. – сумма составила бы 1,2 триллиона!

Разумеется, в реальности цена во много раз выше. «Капремонт бывает выборочным или комплексным. Единственный правильный вариант – второй. При этом идёт полная замена канализации, водопровода, электрики, лифтов, окон и проектных перегородок. В среднем в зависимости от региона это обходится в 10–15 тыс. руб. за квадратный метр общей площади здания», – объясняют строительные эксперты. Понятно, почему оценки государственного долга по капремонту достигают нескольких десятков триллионов. Для сравнения: по прогнозу Минфина, доход федерального бюджета в 2012 г. составит 9,5 трлн. рублей.

До недавнего времени государство пыталось расплатиться через Фонд реформирования ЖКХ. Ему выделили 275 млрд. руб. до конца 2012 года. 60% – на капремонты, 40% – на отселение. Фонд распределял федеральные средства среди регионов, те добавляли собственные деньги и изображали подобие работы. В масштабах страны помощь, разумеется, крохотная. Скажем, в 2010 г. капремонт затронул 8,66 млн. кв. метров. Это примерно 0,3% жилого фонда, при том, что нормативный уровень 4% в год.

Средства выделяли скупо, тратили странно. Например, Алтайский край, получив 417 млн. руб., отчитался – отремонтировано 336 многоквартирных домов. Тюмени капремонт 414 многоэтажек обошёлся в 3,2 млрд. рублей. Ямалу 977 млн. руб. хватило на 62 здания. В любом случае теперь не будет и этого. Правительство объявило: с 2013 г. Фонд ЖКХ прекращает финансирование капремонтов в регионах.

Отныне это забота местных властей. Иными словами: головная боль населения, на которое лягут огромные дополнительные расходы. Платить придётся всю жизнь, а гарантий нет. Это напоминает грандиозную финансовую пирамиду. «Например, если человек живёт в новом доме три года, а капитальный ремонт будет через 25 лет, выходит, все эти годы он будет пополнять фонд, который кто знает, когда выполнит свои обязательства», – объясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Второй подводный камень – диктатура управляющих компаний. Как правило, капремонт проводится по инициативе ­ДЕЗа. Практика показывает: они выбирают не те дома, которым действительно в первую очередь нужен капремонт, а здания, которые им удобны. «Приоритет таких компаний – простая и быстрая работа, которую могут выполнить неквалифицированные рабочие мигранты. При этом используются дорогие материалы (чтобы раздуть смету). В результате зачастую жителям предлагают не то, что им реально нужно, а то, что выгодно подрядчику. Например, вместо замены труб – установку стеклопакетов. Люди вынуждены соглашаться», – рассказывает Константин Крохин, председатель правления Союза жилищных организаций.

Источник: № 22 (314) от 14 июня 2012 [«Аргументы Недели»,

Константин ГУРДИН ]

Ссылка: http://www.argumenti.ru/economics/n343/183559

 

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.