БАМ. Дорога из прошлого

В 70-е годы в СССР даже ребенку не нужно было объяснять, что такое БАМ – Байкало-Амурская магистраль была одним из величайших символов брежневской эпохи и советской власти вообще. Строительные десанты из всех регионов страны торжественно отправлялись реализовывать мегапроект строительства одной из наиболее крупных железнодорожных магистралей в мире с параллельным созданием инфраструктуры – вплоть до создания новых городов. Родившимся после 70-х трудно представить, но так было – многие поселки и станции БАМа после объявления его всесоюзной ударной комсомольской стройкой строились отдельными республиками, областями или городами великой страны:

 

Азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан, армяне – Кюхельбекерскую и Звездную, грузины – Икабью и Нию, казахи – Новую Чару, латыши – Таксимо, литовцы – Новый Уоян, молдаване – Алонку, туркмены – Ларба, таджики – Солони, узбеки – Куанду и Леприндо, украинцы – Новый Ургал, эстонцы – Кичеру.

Википедия напоминает нам, что Тамбовская область отвечала за Хурмули, Новосибирская строила Тунгалу и Постышево, Пензенская – Амгунь, Волгоградская – Джамку, Саратовская – Герби, Куйбышевская – станцию Этыркен, Ульяновская – Ижак, Свердловская – Кувыкту и Хорогочи, Пермская – Дюгабуль, Челябинская – Юктали, Ростовская – Киренга, Тульская – Маревая, Московская – Тутаул и Дипкун, Алтайский край – Эворон, Красноярский – Февральск, Хабаровский – Сулук, Ставропольский с Краснодарским – Лену, Башкирия – Верхнезейск.

Столица страны шефствовала, конечно же, над «столицей» БАМа – Тындой. Ленинградцы строили Северобайкальск. Жители трех кавказских республик – Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской – трудились в Кунерме…

«Слышишь – время гудит „БАМ!“

На просторах крутых – „БАМ!“

И большая тайга покоряется нам!..» — гремела песня Оскара Фельцмана-Роберта Рождественского, и впечатленные почти ежедневными репортажами программы «Время» о действительно героическом, самоотверженном труде – даже мальчишки сбегали из дома за таежной романтикой.

Попадали на строительство и другими способами: основной путь советского проекта 1927 года создавался руками отнюдь не только энтузиастов – продвижение железнодорожной колеи обеспечивали и зэки Бамлага, а после его расформирования в 1938 году – контингент созданных на его базе шести железнодорожных ИТЛ; у Комсомольска-на-Амуре – заключенные Амурлага…

В сложных климатических и геологических условиях к северу от построенной при царях Транссибирской магистрали железная дорога протяженностью только основных путей в 4287 километров пересекает Ангару в Братске и Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибает с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

Прорезая семь горных хребтов десятью тоннелями, один из которых – Северо-Муйский – самый длинный в России. По 2230 большим и малым мостам. Через высшую точку пути – крутой Муруринский перевал – только с двойной локомотивной тягой и с ограничением веса поездов.

«Суммарный» БАМ – с ответвлениями, которые сами по себе полноценные железные дороги – еще значительней. Пути от основной трассы ведут на Усть-Илимск, на Чинейское месторождение, на станцию Бамовская, на Якутск, на Эльгинское месторождение, на станцию Известковая, на Чегдомын, на Волочаевка, на станцию Чёрный Мыс – к еще одной заброшенной сталинской стройке подводного тоннеля на остров Сахалин…

Вся Великая магистраль строилась со значительными перерывами, не на всех своих участках она равноценна: если от Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная, то от Усть-Кута до станции Таксимо — уже однопутная, хотя и электрифицирована. На восток от Таксимо электровозов уж нет – движение на тепловозной тяге.

Один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — ввели в постоянную эксплуатацию лишь в 2003 году. 

«Мы строили, строили – и наконец построили…». Достраивали великую магистраль уже без помпы (страна развалилась) и с трудом. Сейчас грузоперевозки по БАМу считаются нерентабельными, а вот соседи на юге не жалуются – в начале 2000-х КНР соединилась уже второй железной дорогой с Казахстаном. Известно, что эти широтно, как и Транссиб с БАМом, проложенные дороги заметно оживили Синцзян-Уйгурский угол Китая и отвели от российских железных дорог изрядную часть трансконтинентального грузопотока.

Но это уже вопросы большой политики – а строители Байкало-Амурской магистрали перед державой свое отработали честно.

Источник : www.ridus.ru

Ссылка: http://www.ridus.ru/news/114985/

 

 

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.