Что охраняет КГИОП?

Очередная незаконная мансарда появилась на петербургском памятнике архитектуры – доме Занадворовой на Галерной улице, 59. В комитете по охране памятников (КГИОП) проинформировали: никаких согласований ведомство не выдавало, «лишний» этаж надлежит демонтировать. Однако «авторы» реконструкции предписания исполнять не хотят. Подобных случаев надстройки объектов культурного наследия в городе немало.

Трехэтажный дом Занадворовой был построен в 1798 – 1858 годах. Проект создал академик архитектуры Юлий Дютель. Сегодня здание считается региональным памятником архитектуры. Но этот статус ему не помог: в 2011 году началась перестройка. Рабочие разобрали кровлю и поставили вместо нее металлические конструкции. Очевидно, для создания нового, четвертого, этажа, который вряд ли можно назвать мансардным.

Служба строительного надзора сообщила: разрешение на работы не выдавала, но это и не требуется, так как официально они проходят всего лишь как «перепланировка квартир 5, 6 и 7». Проектными проработками занималось ООО «Паллада». В комитете по градостроительству и архитектуре о надстройке узнали от нас: никаких согласований главного архитектора города Юрия Митюрева не было, хотя, по закону, его подпись должна быть.

В августе стройплощадку посетила комиссия районных чиновников во главе с заместителем главы администрации Адмиралтейского района Валерием Гарнецом. Он сообщил, что работы приостановлены на полмесяца, в течение которых собственники помещений – застройщики – должны предоставить полный пакет документов. В особенности администрацию интересует согласование с комитетом по охране памятников.

Представитель застройщика, отказавшийся представиться, заявил: выполненные работы направлены на то, чтобы «спасти памятник от разрушения». По его словам, отсутствие разрешительных документов связано исключительно «с медлительной работой комитета по охране памятников и предъявляемыми к проекту непоследовательными требованиями».

Однако в самом комитете о своей «медлительности» не подозревают: «Заявлений о согласовании надстройки объекта культурного наследия в КГИОП не поступало, проект приспособления для современного использования комитет не согласовывал, разрешение на производство работ не выдавал».

Более того, еще 1 августа КГИОП привлек собственников квартир к административной ответственности, выдал предписание об «остановке самовольных работ» и «демонтаже незаконно установленных конструкций». Однако предписание выполнено не было, а потому комитет готовится вновь наказать собственников.

Только вот будет ли это наказание хоть сколько-нибудь суровым? Ведь это далеко не первый случай, когда КГИОП лишь фиксирует незаконные мансарды на объектах культурного наследия, ограничиваясь требованием их демонтажа, каковое застройщики игнорируют без всякого для себя ущерба.

«Санкт-Петербургские ведомости» только за год обнаружили четыре такие мансарды: над зданием станции метро «Владимирская», на механическом заводе «К. Зигель» на улице Достоевского, 40 – 44, доме Тимофеева на Суворовском проспекте, 10, одном из корпусов жилого комплекса фабрики «Красный треугольник» на Старопетергофском проспекте, 21. До сего дня все эти надстройки сохраняются, а многие даже обживаются.

Показательная история произошла с еще одним объектом наследия, правда, выявленным. В поселке Парголово некий частный собственник надстроил один из трех корпусов почтовой станции, построенной в 1850 – 1870-х годах по проекту неустановленного автора. Этот одноэтажный комплекс – копия почтовой станции в Выре, где находится музей «Дом станционного смотрителя», одно из самых посещаемых пушкинских мест в Ленобласти.

Весной 2010 года, как заметили градозащитники, северное здание начали надстраивать пеноблоками. Выяснилось, что таково было желание Равиля Мещерова, владельца исторического строения. После запросов общественников и прессы КГИОП повелел прекратить работы и снести все в срок до 1 июля 2011 года. Однако подрядчики, вместо того чтобы что-то снести, работы продолжили и довели их до конца. Парголово получило изуродованный архитектурный комплекс.

Делом попутно занялась прокуратура. Однако, как рассказал ее официальный представитель, все ограничилось лишь проверкой действий КГИОПа. Выяснилось, что охранное ведомство применило достаточные меры воздействия, а потому претензий у надзорного органа не оказалось.

1 июля давно прошло, а воз и ныне там: сносить никто ничего не собирался. Горожане вновь обратились в прокуратуру, и та сообщила, что начала новую проверку. Лишь сам комитет по охране памятников внес ясность: ведомство проиграло суд Равилю Мещерову.

Представитель собственника пояснил, что при покупке здания в документах не было упоминания, что это здание – памятник. А потому владелец просто не знал, что надстраивать его нельзя. КГИОП пытался настоять, что незнание не освобождает от ответственности, однако Санкт-Петербургский городской суд решил иначе: он отменил постановление комитета о привлечении собственника здания к административной ответственности, сообщил начальник юридического управления КГИОПа Григорий Филин.

Директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов считает, что возможности для ухода от ответственности часто существуют из-за дыр в российском законодательстве. Скажем, создание мансарды (а фактически нового этажа) можно обозвать безобидным «ремонтом чердачного пространства».

Автор этих строк отправил в петербургскую прокуратуру новое обращение, чтобы ведомство дало оценку действиям застройщиков и самого охранного ведомства. Ведь получается, что владельцы надстроек могут спокойно уродовать здания-памятники и при этом чиновники, которые обязаны блюсти архитектурный порядок, просто-напросто бессильны…

Дмитрий РАТНИКОВ

Выпуск  № 166  от  06.09.2011

Источник: газета Санкт- петербургские ведомости

Ссылка : http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10279803@SV_Articles

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.