«Народы не мигрируют за капиталом»

Первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и председатель рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным компаниям и иным видам бизнеса Павел Суляндзига рассказал «Росбалту» о том, какие вопросы были озвучены на всемирной конференции, и о том, какие проблемы коренных народов пытаются замолчать у нас стране и за рубежом.

22 сентября в Нью-Йорке открылась конференция ООН по вопросам коренных народов. Российские делегаты столкнулись на родине с неожиданными трудностями: некоторых их них не выпустили из страны. На паспортном контроле в «Шереметьево» у директора Центра содействия коренным малочисленным народам Севера Родиона Суляндзиги забрали загранпаспорт, а потом сообщили, что в документе не хватает страницы, и завели административное дело о нарушении режима госграницы.

 

На следующий день похожий инцидент произошел с еще одним представителем Центра Анной Найканчиной: в ее паспорте оказались надрезаны несколько страниц. О том, что ее пытались не пустить на конференцию, рассказала и председатель Саамского парламента Кольского полуострова Валентина Совкина: ее трижды останавливали на постах ДПС, где пытались забрать загранпаспорт, а на последнем посту неизвестный попытался отнять у нее сумку.

 

— Павел Васильевич, что за инциденты произошли с российскими участниками конференции?

— Одному человеку отрезали страничку в паспорте, другому повредили страничку. Еще с двумя пытались то же самое проделать, но они не отдали свои паспорта и смогли вылететь на конференцию в Нью-Йорк.

— Случалось ли подобное ранее? Кто стоит за этими выходками и зачем это все делалось?

— Никогда не было такого раньше. Логики в действиях людей, которые все это организовали, я абсолютно не вижу. На самом деле эти люди или структуры лишь создали большие проблемы для нашей страны во время проведения конференции. Возможно, у этих людей и были какие-то мотивы, но чтобы так навредить своей стране… Это логическому объяснению не поддается.
У меня есть предположения, кто именно стоит за всеми этими выходками, но пока не хотел бы озвучивать их.

— Какие из наиболее важных решений приняла всемирная конференция ООН в Нью-Йорке?

— Решение, одобренное всеми странами единогласно, направлено на реализацию положений Декларации ООН о правах коренных народов. Государствам рекомендовано принять свои планы действий по реализации декларации. Сейчас должна начаться практическая работа и правительств, и самих народов, чтобы претворить в жизнь принятые резолюции.

 

На практике речь идет и о защите языков коренных народов, и о доступе к ресурсам, связанным с занятиями традиционными промыслами. Также важные решения приняты о молодежи коренных народов – она должна получить возможности пользоваться теми достижениями, которые сегодня имеет мировое сообщество: в области новых технологий, образования и т.д.

— Проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы в России, отличаются от проблем коренных народов в остальном мире или имеют схожие черты?

— Жизнь коренных народов сильно связана с землей, с природными ресурсами, и, конечно же, их проблемы очень похожи во всем мире. Когда готовились первые документы ООН по коренным народам, то следовало определить – а кто это такие вообще. И одним из критериев отнесения народов к коренным стало определение, что это народы, которые не мигрируют за капиталом. Бизнес приходит и уходит, плохой бизнес может разорять землю, а народы как жили на этой земле, так и будут жить.

— В чем эти проблемы выражаются для российских коренных народов?

— Проблем на самом деле очень много, но один из самых принципиальнейших вопросов – это доступ к своим традиционным территориям и природным ресурсам.

 

Дело в том, что раньше существовало такое понятие в российском законодательстве, как бессрочное безвозмездное пользование для коренных малочисленных народов охотничьими и рыболовными угодьями и оленьими пастбищами.
Сейчас из законодательства это понятие изъяли, оставили только аренду и собственность. Получается, что общины охотников, рыбаков, оленеводов вынуждены теперь свои угодья выкупать на конкурсе. Понятно, что таких денег у аборигенов нет. Они живут в тундре, тайге, а чтобы участвовать  в конкурсах – надо готовить документы и т.п. И такой возможности у них тоже нет. И вот это стало огромнейшей проблемой для коренных малочисленных народов.

 

Это изменение законодательства произошло примерно четыре-пять лет назад. Потом понятие бессрочного безвозмездного пользования вернули в законодательство, но только для Русской православной церкви. Мы предлагали, чтобы и для коренных малочисленных народов вернули, но наших лоббистских возможностей, к сожалению, не хватило.

— К чему это приводит на практике?

— Подавляющее большинство коренных малочисленных народов просто лишилось своих охотничьих и рыболовных угодий. Охотники, рыбаки превратились в браконьеров. Региональные власти, так как им приходится все претензии выслушивать, надо отдать им должное, пытаются находить разные лазейки. Я знаю, что в одном регионе губернатор отменил все подобные конкурсы, пока не решится вопрос коренных малочисленных народов, понимая, что иначе это приведет к конфликтам.

 

Взамен бессрочного безвозмездного пользования, по предложению Минрегионразвития, ввели статью, которая с умозрительной точки зрения выглядит очень хорошо. В ней написано, что коренные малочисленные народы могут ловить рыбу где хотят, сколько хотят и когда хотят. Звучит очень красиво и обнадеживающе. Но на самом деле, когда рассматривалась эта поправка, я еще тогда говорил, что это абсолютная профанация. Ловить рыбу «где угодно» невозможно, потому что у каждого рыболовного участка есть хозяин. Это означает, что по другим законам без разрешения хозяина ничего там ловить нельзя. «Сколько угодно» тоже ловить невозможно, потому что есть научно обоснованные квоты. И «когда угодно» – то же самое: есть научные обоснования – в какой сезон можно и нужно ловить. Ну и коренные народы об этом сами хорошо знают, вводя мораторий во время нереста и т.п.

— То есть вы считаете необходимым возврат бессрочного безвозмездного пользования угодьями для коренных малочисленных народов?

— Совершенно верно. Иногда кто-то говорил, что у коренных народов очень большие охотничьи и рыболовные угодья. Мы же всегда говорили, что коренные народы не требуют землю в собственность. Более того, по этой позиции со мной не всегда соглашались мои соплеменники. Но я всегда считал, что коренные народы и не должны настаивать на том, чтобы их земли были их собственностью. Я исхожу из того, что может появиться какой-то лидер, руководитель, которому вдруг что-то взбредет в голову, и он может от имени народа что-то подписать и продать землю, забыв про будущие поколения. Поэтому я считал и считаю, что земли должны быть в собственности государства, а коренные народы должны своей землей пользоваться бессрочно и безвозмездно. Это обезопасит народы от каких бы то ни было спекуляций и продаж, в том числе со стороны своих соплеменников.

Беседовал Дмитрий Ремизов
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/federal/2014/10/03/1322787.html

Источник: www.rosbalt.ru

Ссылка: http://www.rosbalt.ru/federal/2014/10/03/1322787.html

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.