Апрельские тезисы. Дмитрий Медведев подписал закон о партиях

 

Вчера президент Дмитрий Медведев под аплодисменты представителей пока еще не зарегистрированных политических сил страны подписал закон, упрощающий порядок регистрации партий. Новые правила вступают в силу уже сегодня. Представителей самых разных общественно-политических взглядов и интересов по такому торжественному для них случаю собрали в Екатерининском зале Кремля. Пара монархистов, несколько социал-демократов и коммунистов, сторонники праволиберальных идей, не один «зеленый», представители объединений с такими странными названиями, как «Кредитная амнистия», «Партия социальных сетей», «Десять заповедей», — всего более 40 организаций, претендующих на роль политических партий, пригласили на встречу с главой государства.

Некоторые из них ранее уже имели возможность подискутировать с президентом на тему нового закона о политических партиях до его принятия. На этот раз из того состава позвали далеко не всех, а те, кто приглашение получил, как, в частности, секретарь-координатор «Российского объединенного трудового фронта» Сергей Удальцов, в Кремль не пошли. В этот раз не предполагалось и беседы — представители потенциальных политических сил предоставили возможность лично убедиться, что президент подписал закон. Это событие они встретили аплодисментами.

-После того как я подпишу закон, он вступит в силу. То есть в тот момент, как он будет опубликован, — напомнил Дмитрий Медведев сидевшему напротив будущему политическому ландшафту России. — И уже в ближайшее время минюст начнет работать со всеми вами по новым правилам.

Правила эти в буквальном смысле просты. Численность членов партий снижается с минимальных 40 тысяч до всего 500. Президент признался, что его убеждали не прибегать к такому радикальному снижению. Объясняли тем, что будут появляться политические карлики. Но, заметил Медведев вчера, он выбрал нормальную, современную дорогу, по которой сегодня идет весь мир. «А во всем мире, в большинстве государств требование к минимальному количеству членов партий является, по сути, номинальным. Именно поэтому я настаивал на том, чтобы эта цифра была сохранена», — уточнил глава государства.

Кроме того, новый закон расширяет возможности партий по подаче регистрационных документов, а на исправление ошибок министерство юстиции будет давать три месяца. Упрощается система отчетности для партий — вместо ежегодного отчета в ЦИК и минюст теперь достаточно раз в три года направлять его в Центризбирком.

Все эти нововведения осуществляются не для того, чтобы просто удовлетворить амбиции отдельных граждан. Партийное строительство, подчеркнул Медведев, не является самоцелью, а должно рассматриваться как инструмент для решения различных задач.

— Самое главное, чтобы этот инструмент был использован во благо граждан России, а партии стали теми институтами, которые помогут гражданам участвовать в формировании власти, помогут гражданам контролировать саму власть — и с позиции ее эффективности, и с позиции законности тех решений, которые принимает власть, — указал президент.

Этими послаблениями действующий глава государства ограничиваться не хочет. Медведев пообещал, что подписанием этого закона политическая реформа не ограничится. Он собирается внести в Госдуму законопроект, который дополнит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нормой, позволяющей партиям отзывать членов избиркомов, назначенных по предложениям этих партий.

Глава государства пообещал, что подписанием этого закона политическая реформа не ограничится

Но и на этом перемены в политической системе не закончатся, уверен Медведев, и этот процесс будет идти безотносительно того, кто и на каких должностях в России будет находиться. «Не сомневаюсь, что мы находимся в самом начале пути, да и вообще развитие политической системы не остановить, — подчеркнул глава государства. — Даже самые старые, самые демократичные демократии — они все равно развиваются, а наша демократия молодая».

Еще даже не обретя официальный партийный статус, представители политических объединений стали с большим удовольствием делиться с журналистами своими политическими программами. Наверное, это был один из немногих, если не первый случай, когда не пресса охотилась за новостями, а наоборот. Пожалуй, только председатель «Трудовой России» Виктор Анпилов сразу после окончания встречи целенаправленно двинулся в сторону выхода, где признался, что его партия не станет пока партией. «Просто так бросаться сейчас в партии — это размазать сопротивление, размыть оппозицию», — пояснил он свое настроение.

Зато другие политические силы уже поигрывали мускулами, предупреждая своих оппонентов в Госдуме, что легкой жизни им не будет. Активнее всех выступали левые и социалисты, готовые расшатать основы КПРФ и «Справедливой России». Первый секретарь центрального комитета партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин, щеголяя красным партийным билетом перед камерами, уверял, что уже в апреле подаст на регистрацию в минюст, и предлагал всем честным коммунистам, кто никак не может сместить в КПРФ Зюганова, переходить к нему. «Те тоже к нам вступают», — заверил он корреспондента «РГ».

В какой-то момент в зале, как показалось, вспыхнули самые настоящие дебаты, оказавшиеся на деле привычной политической словесной перепалкой. Это представитель левых сил, председатель «Партии социальной защиты» Владимир Пономаренко усомнился в здравости политической ориентации лидера «Пиратской партии России» Павла Рассудова.

— Пиратская партия — это новые левые, — заявил Рассудов в ответ. — Такие левые, что большевики в 1917 году были бы ягнятами в сравнении с нами.

— Он карась-идеалист, — рассмеялся в камеры оппонент.

И только монархисты, для которых делом жизни является возрождение в стране монархии и укрепление великодержавия, тихо и мирно, в стороне от всех обсуждали какие-то свои дела.

Следующее утро открывало всем им новые возможности для их воплощения в жизнь.

Глава государства пообещал, что подписанием этого закона политическая реформа не ограничится

Владимир Кузьмин

«Российская газета» — Федеральный выпуск №5746 (73)
04.04.2012, 00:53

 

Источник: www.rg.ru

Ссылка: http://www.rg.ru/2012/04/04/tezisi.html

——————————————————————————————————————

Статья по теме:

Братья по классу. Не имей 500 рублей, а имей 500 друзей

Сегодня «РГ» публикует на с. 17 поправки в Закон «О политических партиях», и с этого момента он вступает в силу. Его появление еще в статусе законопроекта спровоцировало подачу в минюст более 70 заявок на создание оргкомитетов, готовых переродиться в партию. Закон «О политических партиях» с 2001 года менялся уже более пятидесяти раз. Но если сравнивать эти поправки по значимости, то фактически этапов развития партийной системы в 2000-е годы было три.

Сначала в 2005-2007 годах были введены жесткие правила по минимальной численности партий и их региональных отделений, и от нескольких десятков партийных структур осталось семеро. Затем Госдуму и многие региональные и городские парламенты стали выбирать только по партийным спискам, и это резко укрепило оставшиеся семь структур.

Сейчас наступил третий этап, кардинально либерализующий российское партийное поле. С подобными инициативами выступил президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию, предложивший провести политическую реформу.

Раньше минимальная численность должна была быть сорок тысяч человек, сейчас 500. Собственно, это положение вызвало больше всего споров, потому что одни боятся «мелкопартийного» хаоса, другие — резкого роста центристских партий, и все вместе — что избиратель запутается и проголосует не за него. В любом случае до очередного этапа федеральных кампаний четыре с половиной года, и новую схему успеют опробовать на региональных выборах еще много раз или, если необходимо, даже поменять.

Меняется в законе схема представительства делегатов на учредительный съезд: два делегата от каждого отделения из 42 регионов вместо трех, а это значит, что для всероссийского статуса довольно собрать 84 человека по России — и партия готова.

До очередного этапа федеральных кампаний четыре с половиной года, и новую схему успеют опробовать на региональных выборах еще много раз или, если необходимо, даже поменять

Облегчен и контроль: сводный финансовый отчет в Центризбирком будут представлять не ежегодно, а раз в три года. Вроде бы пустяк, но партаппаратчики вздохнули и перекрестились, всем партиям приходилось держать целый штат опытных бухгалтеров.

Правда, семерым уже существующим партиям все равно придется сдать финансовые отчеты в 2013 году, и лишь потом наступит перерыв на три года.

Впрочем, партии всегда найдут, чем быть недовольными. Например, тем фактом, что регистрация в минюсте не стала вообще формальностью. Хотя в законе теперь четко оговорены сроки рассмотрения документов в процессе регистрации. Странное впечатление производят и формулировки об изменении количества региональных отделений: раньше их должно было быть «более чем в половине субъектов Федерации» (то есть более чем в 42 из 83 регионов), а теперь «не менее чем в половине» (то есть не менее чем в 41,5).

Но активистов все это не смущает. Чуть ли не ежедневно заявляется о намерении создать партию или общественную структуру, которая хочет стать партией. Среди последних инициатив — партии с такими экзотическими названиями, как пиратская партия, партия любителей собак, женская партия. Им всем следует учитывать, что чем оригинальнее название, тем лучше, потому что в законе сохраняются жесткие требования к названиям. И не просто не допускается использование ныне действующих аббревиатур, но и добавлено о недопущении «наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения».

Анна Закатнова

«Российская газета» — www.rg.ru
04.04.2012, 00:59

Эта статья является комментарием к:

[04.04.2012] Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»»

Источник: www.rg.ru

Ссылка: http://www.rg.ru/2012/04/03/partii-site.html

—————————————————————————————————————————————

Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»»

Дата первой официальной публикации: 4 апреля 2012 г. Опубликовано: в «РГ» — Федеральный выпуск №5746 4 апреля 2012 г.

Принят Государственной Думой 23 марта 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 марта 2012 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2950; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 26, ст. 2574; N 50, ст. 4855; 2004, N 52, ст. 5272; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 29, ст. 3124; 2007, N 18, ст. 2118; 2009, N 14, ст. 1577; N 18, ст. 2155; N 20, ст. 2391; N 29, ст. 3633; 2010, N 23, ст. 2798; N 45, ст. 5754; 2011, N 15, ст. 2017; N 30, ст. 4607; N 43, ст. 5975; N 50, ст. 7363) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 3:

а) в подпункте «а» слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

б) подпункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях;»;

2) в пункте 1 статьи 6 слова «а также» заменить словами «наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований»;

3) в пункте 2 статьи 11 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

4) в статье 14:

а) в пункте 2 слова «более чем половину субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем половину субъектов Российской Федерации», слова «тремя делегатами» заменить словами «двумя делегатами»;

б) в пункте 3 слова «трех делегатов» заменить словами «двух делегатов»;

5) в статье 15:

а) в пункте 4 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

б) абзац третий пункта 5 изложить в следующей редакции:

«Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации, а в случае, если в соответствии с пунктом 51 настоящей статьи принято решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, течение указанного срока прерывается. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня повторного представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.»;

в) дополнить пунктом 51 следующего содержания:

«51. В случаях, предусмотренных пунктами 11 и 21 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:

конкретные положения настоящего Федерального закона, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;

исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.

Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.»;

г) в пункте 6 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

д) пункт 7 после слов «продлеваются в случае, если» дополнить словами «территориальным органом федерального уполномоченного органа (далее — территориальный орган) принято решение о приостановлении государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренное пунктом 51 настоящей статьи, либо»;

6) в подпункте «з» пункта 1 статьи 16 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации», слова «, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона» заменить словами «по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом»;

7) в подпункте «з» пункта 1 статьи 17 слова «, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона» заменить словами «по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом»;

8) в абзаце первом пункта 1 статьи 18 слова «территориальный орган федерального уполномоченного органа (далее — территориальный орган)» заменить словами «территориальный орган»;

9) в пункте 4 статьи 19 в третьем предложении слово «ежегодно» исключить;

10) в статье 20:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения»;

б) пункт 1 дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.»;

в) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 51 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации политической партии, предусмотренного подпунктом «а», «б» или «г» пункта 1 настоящей статьи.»;

г) пункт 2 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:

«в) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.»;

д) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 51 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 настоящей статьи.»;

е) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.»;

11) в статье 24:

а) в пункте 3 слова «четыре года» заменить словами «пять лет»;

б) в пункте 4 слова «четыре года» заменить словами «пять лет»;

12) в пункте 1 статьи 25 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

13) в статье 27:

а) в пункте 2 слово «ежегодно» заменить словами «один раз в три года»;

б) пункт 3 признать утратившим силу;

в) в пункте 4 слово «ежегодно» заменить словами «один раз в три года»;

14) в статье 34:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Политическая партия обязана один раз в три года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период.»;

б) в пункте 6 слова «в отчетном году» заменить словами «в отчетный период»;

15) в пункте 2 статьи 36 слова «более чем в половине субъектов Российской Федерации» заменить словами «не менее чем в половине субъектов Российской Федерации»;

16) в пункте 2 статьи 37 слова «пяти лет» заменить словами «семи лет»;

17) в подпункте «а» пункта 1 статьи 38 слова «одного раза в год» заменить словами «одного раза в три года»;

18) подпункт «г» пункта 3 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«г) несоответствия количества региональных отделений требованиям подпункта «а» пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;»;

19) подпункт «в» пункта 3 статьи 42 признать утратившим силу.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) абзацы пятьдесят седьмой и пятьдесят восьмой пункта 44 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

2) абзац второй статьи 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855) в части замены слов в пункте 3 статьи 27;

3) абзац девятый пункта 6 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7363).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Политические партии, за исключением политических партий, созданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не позднее 1 апреля 2013 года представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводные финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств в 2012 году.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.