СТРАТЕГИЯ 2020 г.

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. ОЦЕНКА ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ И БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.. 6

1.1. Анализ тенденций и ключевых проблем социально-экономического развития. 6

1.2. Прогнозная оценка развития Северо-Западного федерального округа. 9

1.3. Потенциальные угрозы и ограничения развития в долгосрочной перспективе. 12

1.4. Цели и стратегические задачи социально-экономического развития. 15

1.5. Возможные сценарии и долгосрочная концепция социально экономического развития. 18

2. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРОБЛЕМ… 22

2.1. Машиностроительный комплекс. 22

2.2. Комплекс добычи полезных ископаемых. 34

2.3. Агропромышленный комплекс. 44

2.4. Рыбохозяйственный комплекс. 51

2.5. Химический комплекс. 55

2.6. Лесопромышленный комплекс. 58

2.7. Инвестиционно-строительный комплекс. 62

2.8. Туристско-рекреационный комплекс. 66

2.9. Научно-инновационный комплекс. 71

2.10. Малый и средний бизнес. 77

2.11. Внешнеэкономическая деятельность. 80

2.12. Развитие финансово-банковской сферы.. 84

2.13. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.. 90

2.14. Пространственная организация хозяйства. Зоны опережающего роста. 97

2.15. Стратегия межрегионального сотрудничества. 105

2.16. Проекты комплексного развития территорий. 111

3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕРЕГИО-НАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ    114

3.1. Развитие транспортной инфраструктуры.. 114

3.2. Развитие энергетической инфраструктуры.. 126

3.3. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.. 132

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА.. 140

4.1. Прогноз и стратегические направления демографического развития. 140

4.2. Общая концепция развития социальной сферы.. 145

4.3. Развитие здравоохранения, физической культуры и спорта. 147

4.4. Развитие образования. 153

4.5. Развитие культуры.. 157

4.6. Стратегия развития жилищной сферы и коммунального хозяйства. 160

4.7. Обеспечение занятости населения и развитие рынка труда. 163

4.8. Миграционная политика. 168

4.9. Молодежная политика. 171

5 КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ  176

5.1. Социально-экономическое развитие Республики Карелия. 176

5.2. Социально-экономическое развитие Республики Коми. 180

5.3. Социально-экономическое развитие Архангельской области. 186

5.4. Социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа. 190

5.5. Социально-экономическое развитие Вологодской области. 195

5.6. Социально-экономическое развитие Калининградской области. 200

5.7. Социально-экономическое развитие Ленинградской области. 204

5.8. Социально-экономическое развитие Мурманской области. 207

5.9. Социально-экономическое развитие Новгородской области. 212

5.10. Социально-экономическое развитие Псковской области. 216

5.11. Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. 220

6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.. 227

6.1. Основные меры по обеспечению реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. 227

6.2. Формирование условий для модернизации и инновационного развития экономики. 230

6.3. Мониторинг хода реализации стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа. 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 232

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 233

Приложение 1. Показатели социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года при реализации основных сценариев развития. 233

Приложение 2. Целевые показатели социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года  234

Приложение 3. Стратегические ориентиры социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ на период до 2020 года. 237

Приложение 4. Информационные материалы подразделам 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.8, 2.9, 2.12, 2.15, 4.7  241

Приложение 5. Сравнительные характеристики Северо-Западного федерального округа с граничащими странами, Приволжским и Центральным федеральным округами (к подразделу 1.5) 254

Приложение 6. Данные о внешнеэкономической деятельности (к подразделу 2.11) 292

Приложение 7. Зоны опережающего роста Северо-Запада (к подразделу 2.14.1) 295

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главное назначение Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа – определить перспективные направления использования потенциала сотрудничества субъектов Российской Федерации и потенциала округа как важного звена государственного и регионального управления для решения ключевых проблем и стратегических задач в сфере экономики, социального развития и демографической политики, улучшения среды проживания, совершенствования природоохранной деятельности. В их числе задачи, решаемые на уровне субъектов, задачи общерегионального значения, задачи общегосударственного уровня, наконец – задачи международного характера, связанные с интеграцией Российской Федерации в мировое хозяйство.

Стратегия определяет перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса общерегионального значения, а также возможности развития и конечные результаты – сводные показатели экономики и социальной сферы округа в целом. Она характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории Северо-Запада, условия реализации стратегических проектов.

Стратегия позволяет осуществлять координацию разработки перспективных экономических документов, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, определяет перспективные направления использования конкурентных преимуществ и развития специализации, определяет зоны опережающего развития и направления межрегионального сотрудничества.

Функции документа определяют его содержание и структуру. Как документ стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа носит комплексный характер, обобщает перспективы развития отраслей и сфер хозяйства субъектов Российской Федерации, характеризует пути решения вопросов межотраслевого и общерегионального значения, развитие инфраструктуры и территориальной организации населения и хозяйства.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа разрабатывалась исходя из принципиальных подходов к развитию Российской Федерации и ее регионов, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,[1] отраслевых стратегий.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа учитывает анализ состояния и прогнозные оценки социально-экономической ситуации в округе и входящих в него субъектах Российской Федерации.

Использовались стратегические документы, подготовленные органами государственной власти Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, Санкт-Петербурга, стратегические планы крупных хозяйствующих субъектов, предложения аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе и Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад».

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа разрабатывалась на основе методических рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации, положений указа Президента Российской Федерации «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».


Полный текст стратегии социально- экономического развития северо- западного федерального округа на период до 2020 г.

Размещен на сайте: www.minregion.ru

Ссылка: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/szfo/

 

 



[1] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.