Бедные чиновники

Петербургский чиновник в среднем зарабатывает вдвое больше среднестатистического горожанина — 65,2 тысячи рублей против 32,2 тысячи. Таковые данные официальной статистики. Так ли уж это плохо? Может, стоить платить еще больше, чтобы не приходилось ужесточать законодательство о борьбе с коррупцией? Не так давно петербургскую общественность взволновало сообщение о росте зарплаты губернатора. Информация о ее повышении в 4 раза, правда, немедленно была опровергнута Смольным. По официальной версии, с 1 мая следующего года труд первого лица будет оплачиваться больше — но лишь на 4,3 тысячи рублей. Тем не менее, у многих горожан осадок, что называется, остался. Ведь даже до самых непытливых умов СМИ донесли: получает первое лицо города 179 тысяч рублей в месяц. «А в городе, кроме него, полно чиновников. И ведь все неплохо живут», — принялись дистанционно считать деньги в чужих карманах многие горожане. А тут и соответствующая статистика подоспела.

Каким чиновником в Петербурге быть хорошо?

Изготовил ее федеральный Росстат. Согласно его данным, чиновники в России зарабатывают в среднем по 30 тысяч рублей. В Петербурге же средняя зарплата сотрудников исполнительной власти гораздо выше среднероссийского уровня — 65 тысяч 247 рубля. В соседней Ленобласти «слуги народа» зарабатывают не намного меньше — в среднем, 59 тысяч 649 рублей в месяц. И там рост заработков по сравнению с аналогичным периодом 2011-го оказался даже больше, чем в Северной столице – 17% против 11,7%.

На этом фоне, скажем дипломатично, бледно выглядят сотрудники местных отделений различных федеральных органов: в Петербурге они зарабатывают в среднем в 2,5 раза меньше городских чиновников (26 тысяч 406 рублей). В Ленобласти та же диспропорция (25,2 тыс. рублей).

В этой связи понятно, в чиновниках какого уровня наблюдается дефицит. К слову, развеем мнение о том, что у нас их «просто тьма». По официальной статистике, в Петербурге чиновников регионального уровня всего 6 тысяч 770 человек. Недокомплект порядка 5%. (В Ленобласти таковых 1 383 человека, недокомплект чуть больше — около 7%). А вот в местных отделениях федеральных органов власти трудятся вдвое больше сотрудников — 15 тысяч 500 сограждан, но штаты в этих ведомствах укомплектованы всего на 81%. Так что статус второй столицы находит подтверждение с точки зрения численности федеральных чиновников, но вовсе не их заработков (больше зарабатывают, например, в Красноярском крае, который к столицам вроде бы не относится никак).

Данные по Москве и Московской области несколько некорректны, ввиду изменений границ двух субъектов, благодаря которым Москва «приросла» не только землей, но и «служивыми»: региональных чиновников там 20 тысяч 495 человек, а их средняя зарплата — 54,3 тыс. рублей, что меньше не только цифр по Петербургу, но и по Ленобласти.

Северная столица (равно как и не сильно отстающая от города область) в числе лидеров по зарплате госслужащих. Опережают нас только сырьевые регионы и регионы, тяжелые для проживания (например, Сахалин, Камчатка, Мурманская область). Например, в нефтедобывающей Тюменской области чиновников сопоставимое количество с Петербургом (меньше всего на 94 кадровые единицы — 6 676 человек), а средняя зарплата — 91 тысяча рублей. Лидирует же по уровню средних зарплат Ненецкий автономный округ — почти 120 тысяч в месяц.

Итак, если исходить из статистики, в прошлом году город должен был потратить на местных чиновников по 441 миллиону рублей. То есть 0,1% своих доходов.

Свечные заводики

Отметим, впрочем, что заявленная средняя зарплата в 65 тысяч рублей в месяц — это только легальные доходы чиновничества. Например, ежегодно публикуемые декларации о доходах госслужащих относятся к разряду увлекательного чтения. Но, скорее, не реалистического, а юмористического жанра. Такими уж бессребрениками предстают их податели – и живут только на одну зарплату, и машину имеют самого что ни на есть эконом-класса, и квартиру — скромных габаритов…

Впрочем, если бы перед многими жителями Петербурга была поставлена задача «пройти подобный тест», еще неизвестно, оказались бы они намного честнее госслужащих. Сдача жилья в аренду, репетиторство, медицинские консультации и процедуры на дому, частный извоз — вот далеко не полный список видов деятельности, которые приносят петербуржцам дополнительный доход: сопоставимый, а порой и значительно превышающий официальную зарплату. Тем не менее, эти заработки остаются «черной дырой» для налоговой, а значит, и для официальной статистики.

Так что за неимением лучшего будем оперировать ею — и средней зарплатой по городу в 32 200 рублей. Петербургское управление статистики регулярно проводит обследование домохозяйств петербуржцев с различным уровнем доходов, выделяя 10 групп. Если присмотреться, то человеку с такой усредненной зарплатой живется несладко. Причем не только по сравнению с теми, кто зарабатывает больше, но и с менее обеспеченными горожанами. Так, во втором квартале этого года затраты на еду у «бедных горожан» выросли на 3%, у обеспеченных — на 38%. Видимо это и заставило увеличить траты на алкоголь: в 2 раза (у обычных граждан — «всего» на 30%). Расходы на непродовольственные товары увеличились в 1,5 раза (против 30%), оплата услуг — на 43% (против 12% у граждан с небольшой зарплатой).

У тех, кто зарабатывает больше всего в городе — а к ним и относится наш условный чиновник с доходом в 65 тысяч в месяц, — расходы наоборот уменьшались (за исключением покупки непродовольственных товаров). Не иначе откладывали на черный день.

Молодежь выбирает корпорации

Кстати, такой ход может быть весьма дальновидным, ведь у тех самых «слуг народа» жизнь — далеко не сахар. Что ни неделя, то новая инициатива федеральных властей и правящей партии по ужесточению контроля за доходами, а теперь и за расходами чиновников и членов их семей.

Подобные законопроекты весьма популярны у электората. Однако почему-то мало кто задумывается об одной простой вещи: средний городской чиновник, получающий тысяч 50, сравнивает себя вовсе не с бюджетником, а с другом из крупной компании, у которого на аналогичной по смыслу позиции «получка» как минимум вдвое-втрое выше, а личные умения и навыки едва ли так уж отличаются. К тому же, никаких популистских криков и запретов на уход в отпуск в декабре…

Что делать? Скорбно сносить реальность готовы немногие. Большинство начинают изыскивать возможность для организации «маленьких свечных заводиков», эффективно (для себя) используя служебное положение. Остальные в самом деле уходят, делая кадровый голод — о котором в приложении к госслужбе заинтересованные люди кричат уже десятилетие — еще более ощутимым. Ведь адекватной замены такому чиновнику сразу не найти, а чтобы ее подготовить, понадобится несколько лет.

Сделать ставку на молодых? Едва ли это поможет. Ведь, согласно опросу фонда «Общественное мнение», первая пятерка работодателей, лучших с точки зрения нового поколения, выглядит следующим образом: Газпром, Лукойл, Miсrosoft, РЖД, Сбербанк.
Вы видите в этом перечне госслужбу? Я — нет. Зато близость к госструктурам явно присутствует.

Марина Елецкая
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/piter/2013/01/02/1073689.html

 

Источник: www.rosbalt.ru

Ссылка: http://www.rosbalt.ru/piter/2013/01/02/1073689.html

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.