«Для интеллигенции разговор с властью стал символом пошлятины»- Федор Бондарчук

режиссер об угрозах, деградации и откатах

Увы, но нечасто у нас снимают фильмы, про которые можно сказать: просто нормальное кино для нормальных людей. Новый фильм Авдотьи Смирновой «Два дня» с Фёдором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт в главных ролях как раз можно отнести к этой редкой категории. И смешно, и грустно, и про любовь, и про извечные русские вопросы… Герой Бондарчука — высокопоставленный чиновник, героиня Раппопорт — увлечённая своим делом работница музея-усадьбы, который тот самый чиновник хочет превратить в коммерческий объект.

Досье
Фёдор Бондарчук родился в 1967 г. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Снял фильмы «9 рота», «Обитаемый остров». Снялся в картинах «Статский советник», «Гибель империи», «Жара», «Адмиралъ» и др. Женат. Есть сын и дочь.
«В отсутствие героя нашего времени, надеюсь, мой персонаж вполне может сойти на роль АНТИ¬ГЕРОЯ. Я страшно обрадовался, когда после показа фильма в Одессе один из зрителей сказал мне: «Спасибо вам за такого отвратительного типа!» Я говорю: «Правда ведь он отвратительный?!» «Просто ужасно!» — отвечает. Но это больше мужской взгляд, с которым женщины категорически не согласны, так как вглядываются не в суть персонажа, а любуются моей лысиной», — смеясь, признаётся Бондарчук.

Крик души
«АиФ»: — Фёдор Сергеевич, за любовными перипетиями в картине поднимается извечный русский вопрос, возможен ли конструктивный диалог между чиновничеством и интеллигенцией. А нужен ли этот диалог вообще?
Ф.Б.: — Именно в России он и нужен, поскольку у нас велико участие государства в жизни культуры. А иначе никак — культура не выживет. Ну кто будет помогать, если не власть? Меценаты? Да, институт меценатства у нас вырисовывается, но парадокс в том, что быть меценатом в России — опасное, неблагодарное дело. Благотворительные фонды, акции регулярно подвергаются острой критике.
«АиФ»: — Со стороны кого? С чего вы это взяли?
Ф.Б.: — Ну я же не просто так это говорю. Посмотрите, к примеру, что пишут в Интернете по поводу любого крупного благотворительного события. В основном комментарии такие: «Наворовались, теперь откупаются жалкими подачками». Но есть у нас и честные бизнесмены, и даже чиновники. Я их знаю! Да, таких единицы, но они есть. Весь вопрос в том — и этот вопрос требует отдельного исследования, — что в нашей стране успешных, будь ты трижды честен, не любят. Я не понимаю отчего, но бить своих в России стало чуть ли не правилом хорошего тона. Ну почему?! Огромный, талантливый, умный народ… Почему же мы так своих-то вечно кошмарим?!
«АиФ»: — Мы недоговорили про необходимость диалога власти и интеллигенции…
Ф.Б.: — Диалог нужен, но, опять же, все попытки вести его достойно и конструктивно обречены. Для интеллигенции разговор с властью, даже если ты просто сидишь с ней за одним столом, является символом пошлятины. Если ты находишься в диалоге с власть имущими, значит, ты недостоин носить гордое звание русского интеллигента. И эта позиция поддерживается обществом. На любого деятеля культуры, который выйдет с официальной или неофициальной встречи с властью, тут же выльется поток осуждения, вынуждающий его оправдываться. Для страны, в которой нет выстроенных рыночных отношений, подобная ситуация тупиковая.
Кроме прочего, чем ближе к выборам, тем больше накаляется общество. Сейчас любой эмоциональный комментарий кажется в разы острее и жарче, чем, скажем, год назад. С одной стороны, это закономерно, с другой — я давно не припомню такой критики власти, как сегодня. И в этой ситуации, как ни банально, необходим спор, дискуссия между властью и интеллигенцией. Но спора не предполагается, поскольку нет диалога.
«АиФ»: — А вы себя к интеллигенции относите?
Ф.Б.: — Конечно. (Держит паузу.) А что такое вообще «интеллигент»? Давайте посмотрим, что на этот счёт пишут в «Википедии» (свободная интернет-энциклопедия. — Ред.). (Продолжает отвечать, пытаясь параллельно выйти через мобильный телефон на сайт энциклопедии.) Насколько я понимаю, интеллигент — это человек, в первую очередь принадлежащий к культурному пространству. Другое дело, что русской интеллигенции всегда была свойственна некая либеральная революционность. Мне это совсем не чуждо, но мой революционный настрой, моё несогласие связано в первую очередь с нынешним устройством отрасли, которой я занимаюсь, — кино. Мой герой в фильме говорит: «Эту страну нужно взорвать!» В этих словах не призыв, не провокация, а крик души. И этот крик души знаком и понятен каждому, кто пытается хоть что-то сделать и изменить в России в лучшую сторону.
Нашёл! (Читает с экрана мобильного телефона.) «Интеллигент — человек, выбравший путь порядочности». Если так, то я со всей ответственностью могу сказать, что я суперинтеллигент. Если кто-то хочет это оспорить, я всегда готов принять бой.
«Гномы» при дворе
«АиФ»: — А у вас нет ощущения, что за последние век-полтора сами понятия «интеллигент» и «чиновник» несколько поменяли свои значения и, главное, изменилась роль их представителей в обществе?
Ф.Б.: — Абсолютно! Происходит полная девальвация и тех и других. Люди, действительно имеющие отношение к культуре, оказались где-то на периферии общества. А в центре всего и вся у нас шоу-бизнес. Это так бросается в глаза, что не замечать уже просто нельзя. И самое печальное, что это политика государства. Посмотрите, например, во что сегодня превратилось звание «народный артист». В советские годы этот титул был чем-то недостижимым. Масштаб личностей, которые его удостаивались, в разы отличался от масштаба сегодняшних «гномов». Это были настоящие глыбы! И что мы имеем сегодня? Когда раздаются звания «народных», я всякий раз вспоминаю фразу из известного анекдота: «Так мы скоро и до мышей дотрахаемся». Произошла чудовищная подмена. Исторически всё было совсем иначе: люди с большими возможностями, властью в России всегда собирали вокруг себя настоящих писателей, поэтов — в общем, художников с большой буквы. Сегодня же рядом с ними какие-то гомункулы. И это, в свою очередь, отражает их внутреннюю культуру, а точнее, её измельчание.
Деформируются какие-то общечеловеческие ценности, стремления. Выясняется вдруг, что самая популярная профессия среди молодёжи — профессия чиновника! Скажите, это интересная специальность? Нет. Большая зарплата? Тоже нет. Значит, этот путь выбирают потому, что он ведёт к быстрому обогащению — коррупции. С одной стороны, махинации, взятки, воровство появились в России не вчера и даже не позавчера. Достаточно вспомнить времена гоголевской сатиры. С другой стороны, масштабы чиновничьего беспредела в те времена кажутся смехотворными по сравнению с масштабами нынешними!
«АиФ»: — У вас взятку хоть раз вымогали, на откаты намекали?
Ф.Б.: — Намекали — не то слово! Вот уже три с половиной года мы с продюсерами Сергеем Сельяновым и Эдуардом Пичугиным пытаемся собственными силами запустить масштабнейший проект — открыть в 250 малых городах сеть многозальных кинотеатров. Почти в половине из них у нас практически открыто требовали откаты. Причём даже там, где кинотеатров нет вообще! Все почему-то уверены, что мы — и лично я — получили на этот проект государственные деньги, а значит, их надо дербанить! Ну неправда это! Всё делается на кредитные средства, которые нам надо возвращать!
«АиФ»: — А членство в «Единой России» вам зачем, если политическую карьеру не строите, а в осуществлении ваших проектов, судя по всему, вам это не очень помогает?
Ф.Б.: — Я не политик и заниматься политикой не собираюсь. Но ведь необязательно использовать «ЕР» как стартовую площадку для политической карьеры. Она может являться инструментом для созидания. Это не мои слова — это слова Путина. Так вот, я использую членство исключительно как инструмент для созидания. Если бы я не был членом «ЕР», наш проект давно бы уже пришлось похоронить, а пока всё-таки есть надежда, что что-то сдвинется с места.

Автор: Сергей Грачёв
Опубликовано 07 сентября 11 (0:05)
Источник : газета Аргументы и факты
Ссылка : http://www.aif.ru/culture/article/45622

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.