Самолеты будут падать

Транспортные чиновники не пожелали выслушать мнение авиационных экспертов

Парламентские слушания о состоянии гражданской авиации в последнее время несут роковой отпечаток. В этом году в Совете Федерации они назначались дважды (загодя, за месяц), но накануне каждый раз происходило авиапроисшествие. Перед прошлыми (9 июня) совершил аварийную посадку “Боинг” в Ростове. Накануне теперешних разбился “Локомотив” в Ярославле.

В обоих случаях ни чиновники Минтранса, ни представители «Росавиации» на слушания не явились, сообщив, что все без исключения сотрудники этих ведомств выехали на место аварии. А им было бы что послушать. Эксперты и представители авиакомпаний не только рассказали о чудовищном состоянии отрасли, но и предложили пути выхода из кризиса.
Слушания начались с минуты молчания, после которой слово взял сенатор Валентин Межевич: «Мы скорбим, но и хотим понять: на чем у нас еще можно летать? Что происходит с нашей авиацией?»
Ответом стало выступление депутата Госдумы Сергея Гаврилова: «Ситуация крайне драматична. После каждой катастрофы мы используем кнут: ужесточаем правила, отнимаем сертификаты. А пряника нет. Мы отрасль не стимулируем, в результате она становится неплатежеспособной. Нет средств на улучшение качества авиапарка, состояния пилотов и служб. Нужно определиться с отечественным авиапромом. Мы хотим похоронить производство гражданских самолетов и делать только военные, а летать на подержанных машинах? Или решим поддержать производство новых, безопасных самолетов? Но тогда в бюджет на ближайшие три года нужно заложить деньги на это».
Гендиректор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень сообщил, что проблемы у нас не только в небе, но и на земле: «Такой бизнес, как гражданская региональная авиация, стал невыгоден для инвестора. В результате за последние 10 лет уже закрыто более 2000 авиационных маршрутов. На очереди еще 1100, если их не будет субсидировать государство. Только в Приволжском федеральном округе было 1872 линии, а осталось 857. Закрываются аэропорты. Из тех, что еще не закрылись, — 60% на грани банкротства. Только 20% аэропортов могут позволить себе ремонт, остальные разваливаются».
«По сравнению с 1990 годом количество авиапассажиров сократилось в 5 раз, новых самолетов почти нет, цены на билеты недоступны, а перевозки все равно нерентабельны», — подтвердил помощник полпреда президента в ПФО Муаед Канкулов.
Итак, что делать, с точки зрения большинства сенаторов и экспертов. Дать госзаказ на производство отечественных гражданских самолетов и создать лизинговую компанию, которая позволит перевозчику приобрести новое воздушное судно на доступных условиях. Освободить социально значимые перевозки от НДС и налога на прибыль, а аэропорты — от земельного налога. Пусть тратят эти деньги на ремонт. Пока отечественных бортов не будет хватать на всех желающих — освободить от пошлин тех, кто покупает новые зарубежные самолеты взамен изношенных.
Прозвучало и экзотическое предложение. Пусть летчики, пока везут пассажиров, еще и выполняют пару параллельных работ: патрулирование ЛЭП и трубопроводов, аэрофотосъемку. Это позволит заработать на ремонт самолета.
Предложения, кроме последнего, неоднократно передавались в правительство. Реакции нет. Самолеты падают. И, вероятно, будут падать дальше.
Источник : Московский Комсомолец № 25741 от 9 сентября 2011 г.
Ссылка : http://www.mk.ru/politics/article/2011/09/08/622000-samoletyi-budut-padat.html

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.