Зачем Медведев проведёт повторную встречу со своими несистемными противниками? Мнение экспертов: Александр Лебедев, Кирилл Танаев, Сергей Катанандов, Ирина Хакамада.

В день выхода газеты Дмитрий Медведев должен провести вторую по счёту встречу с лидерами так называемой несистемной оппозиции. Уходящий глава государства провёл первое подобное собрание ещё в феврале. Нынешняя встреча, по предварительной информации, должна пройти в том же составе, во всяком случае приглашения рассылались всем участникам первой. Другой вопрос – кто из них согласится пойти на диалог с властью. Впрочем, он вторичен. Куда важнее выяснить причины, по которым без пяти минут экс-глава государства решил вступить в открытое противостояние со своими оппонентами.

Александр Лебедев, общественный деятель, председатель совета директоров «Национальной резервной корпорации»:

– Раскалывать оппозицию никакой необходимости нет, поскольку внесистемная оппозиция просто-напросто никем не объединена. Это самый большой их недостаток и данность. Поэтому я скорее склоняюсь к тому, что предстоящая встреча президента с внесистемщиками – это либо создание видимости, либо реальный диалог власти и позиции. Мне всё-таки хочется надеяться, что это всё же диалог. Если внесистемная оппозиция будет услышана, то её деятельность будет помещена в обычные институциональные формы. Не уличные протесты, пусть даже с разрешения властей, а выборы, создание партий, наличие парламента, который избирается по правильной и честной процедуре. Соответственно будут вертикаль власти, судебная реформа и независимые СМИ. И если будут эти институты, то значит стоит ждать и реальной борьбы с коррупцией. Ведь главный корень зла – коррупция, именно она вызывает протестные явления. Существующие институты против вороватых чиновников не работают. Смешно думать, что Прокуратура РФ может бороться с коррупцией – да она её часть, впрочем, как и МВД, и Центробанк, и другие институты власти. Хочется надеяться, что Дмитрий Анатольевич это понимает. В стране нет нормальных институтов, нет политической конкуренции, нет здравоохранения, нормальных дорог, нет нормальной инфраструктуры, нет даже доступного жилья. И, может быть, Медведев понимает – ему, как политику, может в будущем чего-то грозить. А имея развитые институты, имея политическую конкуренцию – можно защититься. Ведь лидеры партий, парламент всегда может встать на чью-то сторону и заявить – этот человек честный.

Но, к сожалению, в несистемной оппозиции довольно мало мыслителей. Там есть энергичные люди, способные громко говорить в микрофон. Но их большая ошибка – неспособность объединиться. Вместо того чтобы самим сказать – хватит ходить на митинги, это достаточно тупиковый вариант развития событий. Они, по-моему, в какой-то момент чуть не начали делить портфели. Закон о партиях, которые предложила власть, это даже не полшага, это начало длинного пути. Но этот путь и власть, и оппозиция должны пройти вместе. Если внесистемная оппозиция не найдёт на чём объединиться, то им скоро даже не о чем будет разговаривать и их не страшно будет в одной комнате всех собрать. Вот когда оппозиция объединится, тогда это будет явление, а сейчас – всего лишь утешительный забег.

Кирилл Танаев, генеральный директор Фонда эффективной политики:

– Видимо, Дмитрий Анатольевич ещё раз хочет разъяснить свою позицию по проводимой в стране политической реформе, её целям и задачам. К сожалению, наша политическая система скукожена до крайности. У людей нет форм выражения своих политических взглядов и отношения к происходящему, кроме как выходить на улицы. Политическая система настолько бедная, что, кроме митингов, ничего толком не остаётся. Наверняка Медведев это понимает, поэтому ему важно не только высказать своё мнение, но и послушать людей, которые придут к нему на встречу. Вряд ли эта встреча может как-то повлиять на тех, кто ходит на митинги, так как их представителей на этой встрече не будет. Нельзя же всерьёз считать представителями митингующих людей из «Солидарности» или ПАРНАСа. «Солидарность» и ПАРНАС просто оказывают митингующим любезность, согласовывая с властями время и место митинга. Но политически они никого не представляют. Поэтому на митинги вряд ли эта встреча окажет существенное влияние. Широкий гражданский протест, возникший в последние месяцы, не очень следит за подобными встречами и событиями. Они реагируют не на то, что им обещают. Все живут в реальной жизни, поэтому реагируют не на обещания, а на реальные изменения: как ведёт себя полиция, не нарушает ли она закон, как ведёт себя местная власть – занимается ли она задержками зарплаты, крышует или чинит препятствия бизнесу. Эти проблемы создают напряжение в обществе, а не проблема регистрации или нерегистрации каких-то партий. Но их никто в этом вопросе не хочет защитить. Поэтому странно, что на встречи действующего президента с представителями незарегистрированных партий не зовут представителей Движения наблюдателей. С точки зрения партийной системы и партийной перспективы для страны представители именно этого движения гораздо более интересны, чем никому не известные граждане, которые заявляют, что они чего-то там хотят зарегистрировать.

Ирина Хакамада, общественный деятель, писатель:

– Уходящий президент Дмитрий Медведев второй раз встречается с представителями незарегистрированных партий, видимо, для того, чтобы, уходя, оставить след в истории. Он начал политическую реформу, но его закон о партиях, закон о выборах был воспринят всеми партиями, в том числе парламентскими, неоднозначно. Закон о выборах вообще запредельный, против которого выступила даже «Единая Россия». Законом предусматриваются какие-то сложные математические расчёты, передача голосов другим партиям в ходе выборов, а главное, убирается федеральная партийная верхушка. По сути дела, избиратель будет голосовать за одно, но на выходе получать другое, абсолютно не понимая, как его голос мог оказаться в другой партии. Полная неразбериха, в результате которой в парламент могут пройти слабые партии, но партийные лидеры, имеющие рейтинги, вообще могут никуда не пройти. Путаница такая, что не понятно – зачем это надо. Но незарегистрированным партиям этот закон на первом этапе необходим. В этом случае они перестают быть внесистемной оппозицией, их партии регистрируют. Но в любом случае, при любом раскладе власть будет контролировать любой состав Думы. Даже если по новым правилам потребуется провести выборы завтра, чего добивается оппозиция, – их проведут, но опять всё достанется «Единой России».

Видимо, Дмитрий Медведев прекрасно осознаёт это, поэтому хочет ещё раз встретиться с представителями оппозиции, чтобы высказать своё мнение на этот счёт. А то, что встречи стали такими регулярными, тоже неудивительно – человек уходит и ему надо получить поддержку тех, кто доволен его внесёнными политическими изменениями.

Сергей Катанандов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению и делам Севера:

– В России есть тандем, который заботится о будущем. Этот тандем реален, и он очень грамотно ведёт свою линию, выстроенную с учётом мнения общественности. И корректируется политическая линия тоже с учётом мнения общественности. Поэтому такие встречи и Дмитрию Анатольевичу Медведеву, и будущему президенту Владимиру Владимировичу Путину – очень нужны. Нужны и всем нам. Ведь в конечном итоге благодаря этим встречам можно услышать различные позиции, различное мнение, а главное, снимается накал в обществе. На подобных встречах всегда вырабатывается единое решение, которое в обществе воспринимается позитивно. Вполне вероятно, что на предстоящей встрече опять будет поднят вопрос закона о партиях. Медведеву, встречаясь с оппозицией, очень важно зафиксировать, что она была им услышана и что реально было уже сделано. А главное, ещё раз подтвердить желание к конструктивному сотрудничеству, ещё раз напомнить оппозиции – неконструктивные действия ни к какому результату не приведут. Мне кажется, это тоже важно сказать.

 

Источник: www. versia.ru

 

Ссылка: http://versia.ru/articles/2012/apr/02/vo_vtoroy_oppozitsii

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.