Нормальная власть должна быть заинтересована в сильном гражданском обществе

Борьба за кодекс. 23 апреля в Общественной палате представители некоммерческого сектора обсудили законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс в части, касающейся работы НКО.  «Общественная палата давно занимается разделом Гражданского кодекса, касающегося деятельности НКО», — заявила член Общественной палаты Елена Тополева. Она отметила, что большое внимание этому вопросу также уделяла рабочая группа при Совете по правам человека группа по реформированию законодательства о НКО.

 
«Плохо то, что сколько бы мы ни собрались, ни намеревались вести диалог, он не получается. Нам трудно найти общий язык с разработчиками законопроекта. Но, тем не менее, если мы сравним ту редакцию нового ГК, которую мы обсуждали в первый раз и нынешний вариант, получается огромная разница. Мы все испытали шок, когда увидели первую версию», — сообщила Тополева.

 

 

Член Общественной палаты Дарья Милославская отметила, что в обсуждении новой редакции ГК некоммерческий сектор выступил единым фронтом.

«Мы надеемся продолжать борьбу за то, чтобы нормы, которые регулируют деятельность некоммерческого сектора, была благоприятными для работы. Часть изменений уже ведет к позитивным переменам в секторе. К примеру, разделение на некоммерческие унитарные и корпоративные организации. Это ведет к упорядочиванию организационно-правовых форм. Сама идея положительная, но в тексте закона она прописана не очень хорошо», — считает Милославская.

«Мне очень жаль, что авторы новой редакции ГК не понимают некоммерческий сектор, — заявил глава Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. — Я понимаю, что они оперируют иными категориями: финасовые рынки, крупный бизнес, инвестиции и прочее. В сфере НКО ничего этого нет, и я понимаю, что эта сфера им не интересна, но она интересна нам, потому что на этом фундаменте стоит гражданское общество», — отметил Федотов.

«А без гражданского общества все, в том числе и бизнес, становится бессмысленным, бесцельным. Нам важно не просто донести до авторов законопроекта свои опасения, но и призвать их к дискуссии», — заявил Михаил Федотов.

Он также высказал и другие вопросы по новому варианту ГК в части, касающейся НКО. Глава президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека обратил внимание на норму о разделении организаций на два вида: некоммерческие унитарные и некоммерческие корпоративные.

«Возможно в этом есть некий смысл. Но здесь важно учитывать один критерий: членство. У нас в законодательстве это уже давно определено: организации с членством и без него. Но здесь есть одно противоречие: например, общественные движения относятся к некоммерческим корпорациям, а религиозные к некоммерческим унитарным. Получается, что у религиозных организаций нет индивидуального членства, и это логично, но ведь то же самое и в общественном движении. Там также нет индивидуального членства», — отметил Федотов.

Председатель Центральной контрольной комиссии Российского Союза молодежи Игорь Фатов коснулся статьи 161 прим.1 нового Гражданского кодекса, в которой говорится, что «не допускается создание НКО, преследующей цели, противоречащие закону и основам правопорядка».

«Этого было бы достаточно, но в заключении нормы добавлено „основам правопорядка или нравственности“. И здесь уже возникает простор для субъективности. Причем опять некорректность со стороны законодателей, ведь речь идет о статье „О некоммерческих корпоративных организациях“. А унитарные организации (фонды, религиозные организации) нравственность эту могут не соблюдать, исходя из логики данной нормы?», — заявил Фатов.

Старший юрист Филиала Международного центра некоммерческого права в РФ Василий Романец отметил, что «законом оговаривается, что никакая перерегистрация НКО не потребуется, а госпошлина за это взыматься не будет».

«НКО будут приводить свои документы в соответствие с новыми требованиями только при возникновении необходимости внесения изменений в учредительные документы. Однако в переходных моментах есть два нюанса и я хотел на них обратить внимание. Первое, часть 8 статьи 8 говорит о том, что со дня вступления в силу настоящего закона к созданным до его вступления в силу юридическим лицам применяются нормы главы 4 ГК в редакции настоящего федерального закона. То есть новые положения будут применяться. Здесь сказано о том, что к НКО будут применяться положения о потребительских кооперативах, общественных организациях, ассоциациях, союзах, фондах, учреждениях или религиозных организациях. Вопрос, а как быть остальным формам, которые не указаны в данном перечне? Речь идет об АНО и НП», — заявил юрист.

Он подчеркнул, что «пункт 15 гласит о том, что некоммерческое партнерство, участником которой является РФ, субъект РФ, муниципальное образование может состоять из одного участника».

«Это утверждение противоречит самому смыслу слова „партнерство“, которое предполагает наличие, как минимум, двух партнеров. Мы предлагаем исключить эту норму, как противоречащую здравому смыслу», — заключил Романец.

«На мой взгляд, что требует дополнительной проработки: прописать организационно-правовые формы, — заявил заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Илья Чукалин. — На протяжении 10 лет все путались именно с ними».

Он отметил, что долгое время происходила постоянная путаница между общественными объединениями, другими видами НКО, и что данная проблема одним только законопроектом не решается.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Источник: www.oprf.ru

Ссылка: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/17444

Статья по теме : Нормальная власть заинтересована в сильном гражданском обществе

 

Пресс-служба Общественной палаты Республики Марий Эл

 

Республику Марий Эл с рабочим визитом посетил заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб.

Целью встречи стало обсуждение проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации».

«Основная цель данного проекта закона — сформировать единый понятийный аппарат, так как в настоящее время он у нас очень разный, но есть и еще одна немаловажная цель — это установление единой системы принципов общественного контроля, таких как добровольность участия, самостоятельность субъектов общественного контроля, публичность, открытость, всеохватность», — подчеркнул Владислав Гриб.

По его словам, принятие данного документа призвано повысить доверие власти и гражданского общества. Если будет сильное гражданское общество в субъекте, нормальная власть в этом всегда заинтересована, ей есть на кого опереться. Гриб перечислил основные понятия, цели и задачи нового закона, принципы и формы общественного контроля.

В ходе обсуждения заместитель секретаря ОП РФ ответил на все вопросы собравшихся и прокомментировал выступления.

Результаты обсуждения будут обобщены и предложены на рассмотрение в Общественную палату Российской Федерации.

Ссылка: http://www.oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/1543/newsitem/17432

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.