ПОЗДРАВЛЯЕМ: Колпинскому району Санкт- Петербурга – 75 лет !

Колпинский район: как всё начиналось

В августе 2011 года исполнится 75 лет со дня организации Колпинского района города Ленинграда. Об основных этапах становления и развития района, его лидерах, об испытаниях, выпавших на долю жителей района, рассказывают публикации новой рубрики нашей газеты.

До 1936 года административная подчиненность города Колпино неоднократно менялась. Он входил в состав Детскосельского, Гатчинского, Ленинградского уездов Ленинградской области, в Пригородный район Ленинграда. В 1927-1930 годах существовал Колпинский район Ленинградского округа. При этом сам город Колпино с его нуждами и проблемами оставался, так сказать, «на вторых ролях», и скудость финансирования не способствовала его развитию.

Самой главной проблемой индустриального Колпина была проблема жилья. Население в связи с реконструкцией Ижорского завода неуклонно росло. На 1 октября 1926 года в городе проживало 15 124 человек, на 1 октября 1928 – 19 619. Большинство коренных колпинцев жили в собственных деревянных домах. В распоряжении городского Совета находился фонд муниципализированного жилья (в 1926 году — 172 дома), т. е. конфискованного после революции у частных лиц. Муниципализация частных домов, принадлежащих бывшим торговцам, продолжалась и в тридцатые годы. После ликвидации частной торговли помещения магазинов перестраивались под квартиры. Но муниципальный фонд со временем ветшал, а средств на текущий ремонт у города всегда не хватало.

Жилищную проблему пытались решать и руководство Ижорского завода, и власти города. Так, ижорцам передавались дома в г. Слуцке (Павловске) и Детском Селе (Пушкине). В связи с этим открылось регулярное автобусное сообщение с Детским Селом, Московской Славянкой, была проложена железнодорожная ветка в Детское Село.

Строительство новых домов, средства на которые областные власти выделили в 1928 году, началось много позже. В 1933 году по проекту заводского инженера Савчука были построены первые три дома. Их современные адреса: улица Коммуны, д. 13; проспект Ленина, д. 11 и улица Карла Маркса, д. 14. В домах с паровым отоплением и водопроводом большинство квартир были коммунальными: по комнате на семью, но и такие условия стали прорывом по сравнению с углами в рабочих бараках.

Как безусловную победу городских властей встретили колпинцы известие о начале строительства Невского водопровода, о необходимости которого говорили с дореволюционных времен. Торжественный пуск первой очереди водопровода состоялся 5 марта 1931 года. В этот день жители Колпина получили невскую воду. В дальнейшем в связи с возрастающими нуждами города водопровод неоднократно реконструировался.

К началу тридцатых годов в связи с аварийным состоянием старой городской хлебопекарни создалась угроза сбоя в снабжении хлебом рабочих завода и их семей. Новый хлебозавод строился в 1930-32 годах с большими трудностями. Долгострой сопутствовал многим начинаниям местных властей. В августе 1935 года «Ленинградская правда» опубликовала статью «Колпинские градоправители», критикующую местные власти за жилищный долгострой, плохие дороги, отсутствие тротуаров, водоснабжения, канализации. Председатель Ленгорисполкома И. Ф. Кодацкий создал комиссию, которая подтвердила обоснованность критических замечаний. И хотя ряд руководителей получили выговоры, для такого рода негативных фактов имелась и объективная причина: Пригородный район Ленинграда, в состав которого город входил в 1931-1936 годах, был огромным. Он объединял 8 горсоветов (Колпино, Слуцк, Петергоф, Детское Село, Красное Село, Урицк, Сестрорецк, Шлиссельбург), один поселковый совет и 64 сельсовета. Районные власти при всем желании не могли решить проблемы городского хозяйства Колпина.

В декабре 1934 года коллективу Ижорского завода предоставили право принять участие в выборах в Ленсовет. Тогда же был поднят вопрос о присоединении Колпино к Ленинграду. Секретарь парткома завода И.И.Соловьев писал, что ижорцы будут вносить в наказ Ленсовету «пункт о создании большого Колпина как непосредственной части Ленинграда».

Судьбу Пригородного района решило несколько постановлений, принятых в августе 1936 года Президиумами Ленинградского Городского Совета, Ленинградского областного исполнительного комитета и Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИКа). Пригородный район ликвидировали; на его территории организовали несколько областных районов, а города Колпино, Детское Село (с 1937 года – Пушкин) и Петергоф (с 1944 года – Петродворец) выделили из пригородной зоны и включили в границы города Ленинграда. В постановлении Президиума Ленинградского Совета от 9 августа 1936 года «О создании Колпинского, Детскосельского и Петергофского районных советов» говорилось: «Реорганизовать городские советы городов Колпино, Детского Села и Петергофа в районные советы, подчинив их непосредственно Ленинградскому Совету». 5 июля 1938 года решение Ленгорисполкома подтвердило постановление ВЦИК «Об образовании в городах Колпино, Пушкин, Петергоф райсоветов с непосредственным подчинением их Ленгорсовету». Так Колпино стало районом Ленинграда. Первым председателем Колпинского райсовета 13 августа 1936 года был избран Александр Васильевич Анисимов.

Приведем некоторые цифры районной статистики 1936 года. Население – 36,5 тысяч человек, жилой фонд – 2165 домов; на предприятиях района заняты: на Ижорском заводе – 16645 человек, хлебозаводе – 236, кирпичном заводе «Победа» — 873 человека, в типографии – 71, в совхозе «Ижорец» — 267 человек. В Колпине работали техникум, рабфак, две средних и три неполных средних школы. Главный печатный орган — газета «Ижорец» — выходила 18 раз в месяц тиражом 8 тысяч экземпляров.

В 1936 году в Колпине родилось 853 ребенка.

Предвоенные достижения

Перевод Колпина в статус одного из районных центров Ленинграда благотворно сказался на его развитии. Перед войной из года в год рос бюджет: в 1941 году он составил свыше 10 миллионов рублей. Промышленные предприятия района: типография, кирпичный завод «Победа», хлебозавод, цех ширпотреба Ижорского завода, артель инвалидов «Колпинкооп», ремонтно-механический завод, весо-кассовая мастерская, завод бетонных изделий, цех металлоконструкций, лесопилка, столярная мастерская, камнедробильная установка пополняли местный бюджет.

11 июня 1937 года на заседании Президиума райсовета рассматривался вопрос о перспективном плане развития Колпинского района. Было решено: «Просить архитектурно-планировочный отдел Ленсовета о скорейшем проведении работы по изготовлению проекта планировки района, взяв за основу следующие технико-экономические показатели:

а) численность населения – 100 тысяч человек;

б) территориальное направление нового строительства района вести в направлении г. Пушкин – Ям-Ижора и для индивидуальной застройки, кварталы в направлении к железнодорожной станции Поповка;

в) тип жилищного строительства, в основном, принять кирпичные 3-4-х этажные дома, допуская для частного строительства деревянное строительство в 1-2 этажа».

План развития Колпина в третьей пятилетке был утвержден 8 сентября 1938 года и составлялся исходя из численности населения в 50-52 тысячи человек.

Первый состав районных депутатов энергично взялся за «разруливание» острейших городских проблем и до начала войны, используя возможности, открывшиеся в связи с изменением статуса, многое успел сделать.  Главное внимание уделяли строительству жилья. Новые благоустроенные дома появились на центральной магистрали города – проспекте Ленина. Дома, которые колпинцы привычно называют «кривые», вступили в строй в 1940 году.

В 1938-м сдан жилой дом инженерно-технических работников (сейчас – здание Политехнического колледжа, ул. Труда, 1/7). За счет директорского фонда коммунальных предприятий был построен четырехэтажный жилой дом на углу улиц Вокзальной и Труда. Здесь получили комнаты колпинские учителя и врачи. Поскольку ни одна стройка не шла гладко, сдача каждого жилого дома рассматривалась как большая победа. Прокладывалась канализация, третий водовод увеличил пропускную способность городского водопровода.

Открывались ясли и детские сады, на углу улицы Революции и Речного переулка появилась новая средняя школа № 9, на улице Труда – фабрика-кухня (сейчас – ресторан «Ижора»).

В 1937 году открылось новое здание родильного дома на 90 коек. Заводская больница, ставшая в советское время городской (пр. Ленина, д.1/5; теперь — противотуберкулезный диспансер), уже в конце 1920-х перестала отвечать потребностям растущего города. Строительство новой больницы обсуждалось уже на одном из первых заседаний райсовета. В протоколе №9 от 13 декабря 1936 года определено место под новостройку: «Согласились с представленным местом по Высокому переулку в квартале между Сырым переулком (теперь — улица Павловская), Высоким переулком (сейчас – улица Стахановская), улицами К.Маркса и Веры Слуцкой». Разработка проекта новой больницы шла несколько лет, и 17 сентября 1937 года он был утвержден в Наркомате здравоохранения РСФСР. Председатель Колпинского райсовета А.В.Анисимов выступал на заседании Президиума Ленгорсовета, ходатайствуя о начале строительства уже в 1938 году, и нашел поддержку в лице председателя Ленсовета А.Петровского. Но, из-за позиции Ленгорздравотдела, считавшего, что строительство больничного городка надо начинать с возведения детского корпуса, проекта которого не было, к строительству больницы перед войной так и не приступили.

В 1938 году профсоюз тяжелого машиностроения заключил договор с Ижорстроем на постройку заводского стадиона. Начавшаяся война помешала его закончить.

В дни празднования XX годовщины Октябрьской революции на Лагерном шоссе у железнодорожного вокзала открыли памятник рабочим-красногвардейцам, погибшим в боях с войсками Юденича (скульптор Е. Г. Захаров, архитектор Л. М. Яругский). При создании памятника скульптор консультировался с колпинскими красногвардейцами, участниками гражданской войны и обороны Петрограда в 1919 году.

Много лет колпинцы ждали нового Дома культуры. К проектированию были привлечены лучшие зодчие Ленинграда. Архитектор А.И.Гегелло – автор Выборгского Дворца культуры, Дворцов культуры им. А.М.Горького и И.И.Газа вместе с коллегами Д.Л.Кричевским и Е.Г.Груздевой выполнили для Колпино два проекта: в 1932-33 и 1937-38 годах. По признанию Гегелло, при проектировании Дворца культуры Ижорского завода авторы обратились  неоклассике 1910–х годов. По утвержденным Ленсоветом графикам работ строительство ДК должно было завершиться в 1939 году, но из-за срыва сроков в июне 1939-го началась только закладка фундамента. Война перенесла открытие Дворца на десять лет, до 1949 года.

С 1937 года почти на каждом заседании райсовета рассматривали заявления колпинцев о предоставлении участков под индивидуальное строительство. К концу 1940 года строилось 325 домов. Новые улицы: Межевая, Промышленная, Индустриальная, Возрождения возникли за железной дорогой. Частными домами застраивалась и восточная сторона улицы Веры Слуцкой. Газета «Ижорец» писала, что «рабочие строят дома с красивыми фасадами и террасами». Никто из колпинцев не мог представить, что всё самоотверженным трудом построенное в считанные месяцы превратится в руины.

Александр Анисимов

Присвоение  городу Колпино почетного звания «Город воинской славы» — большой праздник для сегодняшних горожан и дань памяти героям обороны колпинских рубежей. Несомненным лидером блокадного города был председатель исполкома Колпинского райсовета Александр Васильевич Анисимов.

В хранящемся в Музее истории Ижорских заводов личном деле Александра Анисимова много фотографий. Коллективных, где он в центре среди бойцов и командиров местных воинских формирований; групповых, где он снимался на фоне развалин; фотопортретов, на которых председатель райисполкома, как правило, запечатлен с оружием в руках. На фото он – сама уверенность в Победе! Как будто не было рядом фронта и ужасов блокады, не работал он рядом с постоянно обстреливаемым «перешейком смерти», не хоронил близких людей, не отчитывался в высоких кабинетах Смольного и никогда ни на йоту не сомневался, что враг будет разбит.

Анисимов – коренной колпинец. Родился в 1901 году, семья жила в поселке Балканы. В 15 лет, как и многие подростки из рабочих семей, пришел в листопрокатный цех учеником подручного. После революции, когда началась гражданская война, Анисимов вступил в Красную Армию. В 1923 году вернулся на завод. Бригада вальцовщиков во главе с Анисимовым не раз признавалась лучшей в цехе №11. Активный общественник, член партии, безупречная анкета – всё это способствовало советской карьере. В 1928 году Анисимова избрали депутатом Колпинского горсовета. Он был уполномоченным совета по родным для него Балканам  и много сделал для благоустройства поселка.

С образованием Колпинского района Александра Анисимова избрали председателем райисполкома. 11 сентября 1936 года в газете «Ижорец» под заголовком «За образцовый социалистический район» была опубликована беседа с главой района. Он говорил: «В первую очередь райсовет обратил серьезное внимание на благоустройство города, в частности, на улучшение медицинского и санитарного обслуживания рабочих Ижорского завода и жителей г. Колпино… Мы добились того, что уже в этом году ассигновали 20000 рублей на ремонт колпинской городской больницы, и такую же сумму на улучшение работы городской поликлиники и амбулатории при Ижорском заводе». Проблем у рабочего города было много. Анисимов их прекрасно знал и, как сегодня представляется по документам и воспоминаниям, делал всё возможное для решения хотя бы самых неотложных проблем: строительства жилья, больницы, благоустройства улиц.

5 июля 1941 года в Колпинском районе был создан Штаб обороны, куда вошел и Александр Васильевич Анисимов.

В ночь с 28 на 29 августа 1941 года председатель завкома Ижорского завода Г.Л.Зимин спешно формировал отряд из рабочих ночной смены. Утром 29-го его возглавил и повел на передовую лично Анисимов. Вот как об этом пишет боец отряда Степан Варнавьевич Сорокин: «Зимин разъяснил, что здесь формируется первый отряд и его поведёт Анисимов. Это имя всем рабочим Ижорского завода было хорошо известно и авторитетно. Поэтому каждый из нас понял, что задача стоит перед нами ответственейшая… Отряд рассредоточился и занял оборону вдоль дороги южнее 3-й колонии. Анисимов вызвал добровольцев, и группа в количестве 10 человек во главе с Анисимовым поползли к Ям-Ижорскому кладбищу. Это было в 11-м часу 29 августа 1941 года. Примерно через полчаса на кладбище началась перестрелка, бил пулемёт. Через некоторое время показались и наши ребята, но среди них не было Анисимова и Матвеева. При подходе к кладбищу немцы заметили разведчиков,  открыли из пулемёта огонь, мы забрались в часовню, а потом стали отходить. Матвеев убит, а Анисимов неизвестно где. Через некоторое время группа поползла вновь искать Анисимова, тот скрылся за бугром от обстрела и был невредим. Возвратившись, Анисимов сразу же ушёл в Колпино доложить обстановку и доставить нам продукты, ведь никто из нас не кушал со вчерашнего вечера».

2 сентября 1941 года Анисимов вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. Отряд, принявший под его командованием боевое крещение, вошел в историю обороны Колпина как отряд Анисимова. Затем он влился в 1 роту Ижорского батальона.

Александр Васильевич Анисимов много сделал для того, чтобы в осажденном городе работали хлебозавод и больница, были открыты убежища и школа, чтобы летом 1942 года прошла эвакуация населения. Сам он не уезжал. За заслуги в обороне Колпина указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1942 года Анисимов был награжден орденом Ленина.

23 января 1944 года в Колпино разорвался последний вражеский снаряд. Руководство района приступило к решению мирных задач по восстановлению разрушенного хозяйства. Анисимов действовал, как всегда, энергично. 23 марта он выехал в Мгинский район в служебную командировку. Но домой не вернулся: машина подорвалась на мине. Хоронили Александра Васильевича всем городом. Траурная процессия протянулась на сотни метров и, казалось, проститься с ним вышел весь немногочисленный тогда город. Надгробие на могиле А.В.Анисимова на Колпинском кладбище появилось в 1947 году. Строгое и скорбное, оно выполнено по проекту архитектора М.А. Шепилевского.

В память о герое в том же 1947 году одной из новых улиц, сформированных на территории бывшей Нижне-Ижорской немецкой колонии, было присвоено имя Анисимова. В 2004 году имя Александра Анисимова внесено на страницы Памяти «Золотой книги города Колпино».

…Главный барометр для высокопоставленных чиновников – мнение о них горожан. Автору этих строк по роду работы приходилось много общаться с ветеранами: с теми, кто воевал, и теми, кто пережил блокаду. В отзывах об Анисимове те, кто его знал, были единодушны: он достойно вел себя в военное лихолетье.

Восстановление района

В марте 1944 года Государственный комитет обороны, учитывая особое значение Ижорского завода в народном хозяйстве страны, принял специальное решение о срочном  восстановлении завода и Колпина. Если накануне войны в городе проживало 45 тысяч человек, то к 1 января 1944 года осталось всего 2196. После снятия блокады люди постепенно возвращались из эвакуации, из армии, приезжали по оргнабору. Первый пятилетний план восстановления и развития Колпинского района на 1946-1950 годы составлялся исходя из численности населения в 25 тысяч человек.

Разрушения городского хозяйства были колоссальными. Первоочередная задача состояла в том, чтобы восстановить пригодные для жилья здания, как можно скорее переселить людей из подвалов, землянок и бомбоубежищ.

До войны мощность Колпинского водопровода составляла 14,5 куб. метров воды в сутки, работало 62 водозаборные колонки, 125 домов имели вводы, общая протяженность сети составляла 20 километров. Головные сооружения водопровода – станции I и II подъема и фильтроотстойное отделения – были восстановлены быстро, а сильно разрушенная очистная станция строилась позже. Канализационная сеть создавалась заново. В годы блокады были полностью уничтожены зеленые насаждения.

Город планировалось восстановить в административных границах довоенного времени. Существовавшую до войны сеть улиц предполагалось, в основном, сохранить. Новый городской центр с Домом Советов проектировался на правом берегу разлива, на пересечении улицы Красной и Речного переулка. Вдоль проспекта Ленина намечалось строить двух-трехэтажные дома, на левом берегу Ижоры планировалась одно-двухэтажная застройка. Въезды в город решено было отметить обелисками.

Особое место в проекте уделялось увековечиванию заслуг Колпина в обороне Ленинграда. У истока Комсомольского канала должен был встать «Монумент героической роли Колпина в защите Ленинграда». Генплан предусматривал установку памятников на бульваре Свободы и на могиле организатора обороны города А. В. Анисимова. Не всем проектам суждено было сбыться, но желание как можно быстрее залечить военные раны жило в каждом колпинце. После рабочего дня горожане выходили на уборку улиц, разбор завалов, посадку деревьев.

В первую очередь спешили восстановить Ижорский завод. Сердце города, завод давал средства для жизни тысячам людей. После Победы в цехи пришли бывшие воины добровольческих формирований, защищавших колпинские рубежи. Восстанавливать завод и выполнять производственную программу приходилось одновременно.

Восстановительные работы растянулись почти на десять лет. В 1948 году закончили ремонт двух школ: мужской № 402 на 29 классов (бывшая 1-я образцовая на ул. Стахановской) и женской № 403 на 26 классов (в здании бывшей мещанской школы на ул. Володарского), детского сада, Дома пионера и школьника, городской больницы, родильного дома и детской поликлиники. Открылись магазины на проспекте Ленина и улице Труда, аптека, велись работы по благоустройству кинотеатра «Заря». Завод восстановил и капитально отремонтировал 22 каменных дома и построил детские ясли. В канун Нового 1949 года сдали жилой дом №4 по улице Труда, куда въехало 42 семьи. В декабре 1949-го вошла в строй первая очередь (клубная часть) Дома культуры Ижорского завода.

В восстановительных работах в Колпине в 1945-1949 годах приняли участие немецкие военнопленные. Лагерное отделение № 7707 находилось на территории фидерной подстанции.

Разрушенные войной пригороды Ленинграда возрождались по проектам архитектурных мастерских института «Ленпроект», которые были закреплены за определенными районами. Над восстановлением Колпина трудился коллектив мастерской №2 под руководством Михаила Яковлевича Климентова (1906-1975). Архитекторы проектировали отдельные дома, кварталы, улицы, памятники, привнеся в застройку промышленного пригорода высокий стиль Ленинграда-Петербурга.

От привокзальной площади Колпина, построенной по проекту М.Я. Климентова, начинаются магистрали, ведущие в город: улицы Тверская и Труда. Но Климентов разместил начало улиц не в центре полукруглой площади, а на вершине дуги. Если бы удалось построить и спроектированное здание вокзала, то сегодня мы имели бы ансамбль, который мог бы соперничать с привокзальной площадью соседнего города Пушкина. 22 апреля 1957 года на площади открыли памятник В. И. Ленину работы скульптора М. Г. Манизера и архитектора В. В. Федотова. Привокзальная площадь стала местом проведения демонстраций и шествий в дни ноябрьских и майских праздников.

Лариса Бурим

Источник: сайт  www.gov.spb.ru

Ссылка : http://www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_kolpino/ubiley

 

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.