Как сто блогеров одну табачную компанию победили

Посттабачный обзор блогосферы

На одиннадцатый день борьбы с «детскими сигаретами» от «Донского Табака» Алексей Навальный с торжеством объявил в своем Живом Журнале о неполной, но все-таки победе над идейным противником. Сразу после этого в остальных блогах начались торжества и официальные приемы по поводу разгрома очередного врага. А пока обитатели ЖЖ, твиттера, фейсбука и прочих социальных сетей торжествуют, «Лента.ру» предлагает вспомнить, как развивался скандал.

Блогерская война с «Донским табаком» началась 23 августа, когда главный борец за справедливость всея Рунета Алексей Навальный разместил в своем блоге ссылку на статью Ксении Лукичевой, снабдив ее следующим комментарием: «Члену Партии Жуликов и Воров Саввиди мало денег, заработанных на раке легких взрослых. Он хочет, чтобы 13-ти летние девочки тоже покупали у него будущий рак легких — «жили в ритме PLAY».

Удачно сыграв на «ПЖиВ травит наших детей», Навальный очень быстро набрал более тысячи комментариев, а блоги пополнились многочисленными кросспостами его разоблачительной записи.

Уже на следующий день в ряды борцов с детским курением вступил еще один видный деятель — Дмитрий Соколов-Митрич. Он не стал писать отдельное разоблачение донского сеанса магии — просто дал в своем блоге ссылку на пост Навального, призвал своих читателей «шуметь» и понадеялся, что «видный деятель Единой России» (Иван Саввиди, фактический владелец Донского Табака) «должен теперь в лучшем случае разориться».

История вопроса
Недавно компания «Донской табак» провела рестайлинг одного из своих брендов — ароматизированных сигарет «Sweet Dreams». Новый имидж марки был неоднозначно воспринят российской общественностью: «ДТ» справедливо упрекнули в том, что их сигареты явно рассчитаны не на взрослых курильщиков, а на детей и подростков.

Это не первый случай, когда «Донской табак» попадается на подобном нарушении. В июне 2011 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала компанию на 100 тысяч рублей за рекламу сигарет Kiss. По мнению ФАС, «использованные образы молодых улыбающихся девушек с сосательной конфетой во рту и котенком в руках создают образ несовершеннолетнего».

Не остался в стороне и еще один видный борец с наркоманией и бандитизмом: свое веское неодобрение «Донского табака» высказал и Евгений Ройзман. Он, впрочем, сосредоточился не на ужасах самой рекламы, а на воспоминаниях о своем политическом прошлом и рассказал, как пытался провести в Госдуму закон, запрещающий «всем партиям пользоваться деньгами алкогольных и табачных производителей и оптовых торговцев».

И понеслась.

После высказываний Ройзмана и Навального стало ясно, что ни один уважающий себя блогер не сможет остаться в стороне от скандала. Пользователей Рунета можно понять: дети — дело святое, сигареты — дело спорное, а ЕдРо — дело вечное.

Тех, кто решил что-нибудь написать о страшном «Донском Табаке», можно разделить на три основных группы. К первой — и наиболее многочисленной — относятся сторонники Навального. Их реплики нельзя назвать оригинальными: освоенная кнопка кросспоста сильно снижает количество самостоятельно высказанных мыслей. Так что борцы с детским табакокурением предпочли просто нажать на эту кнопку. Самые оригинальные снабдили копию записи Навального комментарием в духе «когда же они все (единоросы, курильщики, производители табака) сдохнут-то».

Вторую группу составили «тролли», которые удачно подбрасывали угольки в топку обсуждения. Им кросспостить было некого, а потому высказывания «троллей» на общем фоне выглядели даже оригинально. Например, юзер solevator сначала восхитился креативной рекламой, а затем совершил переворот в научном мире, поведав, что «тяжёлые металлы в йогуртах не хуже никотина». Не обошлось и без обязательного для «троллей» упоминания концлагеря, куда по мнению блогера, борцы с рекламой отправят всех, кто с ними не согласен. Автор твиттера @EdinaRoss высказался лаконичней: «За подобную рекламу сигарет надо отрезать яйца, но Ваня Саввиди из «Донского табака» — мой коллега по ЕР. Ему можно».

Третья группа появилась тогда, когда уже в разгар скандала кто-то поинтересовался личностью Ивана Саввиди, полез на его сайт и обнаружил, что он не просто единорос, но еще и столп РПЦ(МП). После этого пользователи, которые не интересовались ни единоросами, ни рекламой, внезапно обрели повод поучаствовать в общем обсуждении. Правда, это не столько поспособствовало усилению скандала, сколько увело его в сторону: пользователи начали обсуждать не рекламу, а личность Саввиди и его контакты с РПЦ.

Финальной точки история Ивана Саввиди, «Донского Табака», детей и РПЦ достигла 2 сентября, когда Алексей Навальный написал о победе над происками хитрых маркетологов. Борец с коррупцией дал ссылку на пресс-релиз компании, где было написано, что сомнительные «Sweet Dreams» будут сняты с производства, а кроме этого компания скорректирует «общую маркетинговую стратегию».

Как именно «Донской Табак» решил ее «корректировать», пока остается неизвестным. В конце концов, Sweet Dreams — далеко не единственный бренд, в рекламе которого используются довольно сомнительные образы, но ни Kiss, ни Play компания снимать с производства не собирается.

Впрочем, блогеров, которые сейчас ощущают сладость победы справедливых личностей над несправедливой капиталистической системой, этот вопрос уже интересует мало.

Надежда Вайнер

Источник : агентство lenta.ru

Ссылка : http://lenta.ru/articles/2011/09/02/dt/

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.