ЖЕНЩИНЫ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА. СВЕТЛАЯ ЛИНИЯ СУДЬБЫ.

 

У каждого человека на нашей планете есть своя линия судьба, которая возникает с момента рождения и тянется длинною в жизнь, но не у каждого человека она бывает светлой. С рождения и до совершеннолетия, когда в жизни каждого человека определяющую роль играют родители, у многих людей эта линия светлая. А после совершеннолетия человек сам выбирает свой жизненный путь. Вот тут в зависимости от общества и государства, в котором живет человек, его характера, привычек, образования, культуры  и формируется линия судьбы. У всех людей есть поступки и дела, которыми человек гордится и считает, что он в определенный момент своего жизненного поступил нравственно правильно, не в корыстных целях, а во имя и во благо слабых и больных, во имя защиты своего отечества и родины. Это и есть светлые поступки, которые формируют светлую линию судьбы.

 

 У человека  бывают определенные  моменты, жизненные ситуации, когда человек стоит перед выбором: Как поступить, чтобы не переступить через себя, совершить поступок, который определит последующую жизнь, как сделать так , чтоб не обидеть близких и родных? Почти каждому человеку приходилось бывать в таких ситуациях. В современном обществе героизм, порядочность, нравственность, культура, как то отошли на второй план. На первое место вышло невежество, хамство, обман, равнодушие, безнравственность. Героями нашего времени сейчас стали бандиты, бизнесмены с тугими кошельками, проститутки. А где настоящие герои и героини ? Есть ли они в природе вообще? Отвечу  просто: они есть среди нас, среди наших родителей, бабушек и дедушек. О них просто не рассказывают по телевидению, не пишут газеты, их не приглашает Малахов на первый канал. Но, скажу, даже так, что каждому человеку свойственны светлые поступки и героизм. В Российской истории есть много примеров неподражаемого героизма и светлых поступков. Мы в нашей рублике : «Светлая линия судьбы» , будем рассказывать о простых женщинах, которые имеют право на то, чтобы мы назвали ее героиней Светлой линии судьбы. Это может быть и знаменитость и простая русская женщина. Мы ждем от своих читателей рассказов о наших замечательных женщинах со светлой линией судьбы. Сегодня вашему вниманию предлагаем две статьи:  о артистке из Санкт- Петербурга Ольге Дибцевойи о судьбе невестки русского писателя Максима Горького- Надежде Пешковой , которая в определенный момент своей жизни смогла сказать НЕТ, самому Сталину, также предлагаем биографию известной актрисы кино Зои Федоровой, коренной петербурженки

Главный редактор сайта

Дарья Романцова

СТАТЬЯ: Хочется светлых историй

 

Ольга ДИБЦЕВА всё свободное время в детстве отдавала рисованию. Её отец – известный в Петербурге архитектор – и мама – преподаватель университета – мечтали, чтобы дочь стала художницей. Однако проучившись год на факультете графического дизайна в СПГУ, Ольга решила стать актрисой и с первого раза поступила в ГИТИС. Снялась в таких фильмах и сериалах, как «Хозяйка тайги», «Час Волкова», «Мент в законе», «Дело следователя Никитиной» и др.

— Ольга, интересно, а что ваш отец спроектировал и построил в Петербурге?

– Вы знаете, я очень горжусь своим отцом. Он для меня пример во всём. Папа всю жизнь работает в крупнейшем проектном институте Санкт-Петербурга, спроектировал огромное количество мостов и набережных. Для города на воде мосты и набережные – это его «лицо». Вот мой папа как раз и занимается тем, что создаёт и проектирует «лицо» Санкт-Петербурга.

– Вы учились рисованию. Это как-то пригодилось вам в актёрской профессии? Кого из знаменитых художников вы любите?

– Не могу сказать, что обучение рисованию как-то напрямую повлияло на меня как на актрису. Обе профессии – творческие, обе разными способами отражают внутренний мир человека… Я очень люблю живопись. Дома у нас было много альбомов по искусству. Помню, как в совершенный экстаз привели меня картины Леонардо да Винчи и Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. Смотришь на них – и не можешь представить, что вся эта божественная красота создана человеком! Я плакала от счастья, увидев Сикстинскую капеллу. Обожаю музей Орсе в Париже. Очень люблю русских художников, самые близкие и родные – Левитан, Коровин, Иванов, Врубель, Куинджи…

– Сериал «Хозяйка тайги», где вы играете дочь генерала, – о тех, кто работает на Крайнем Севере на золотых приисках. Выезжали туда в экспедицию?

– Тайгу мы снимали в городе Кинешма. Прекрасный русский город на Волге. Воспоминания о съёмках самые чудесные и приятные, хотя было дико холодно, несмотря на то что стояла осень. Вставали каждый день на рассвете и ехали далеко в лес, где находилась съёмочная площадка. Я в то время ещё училась в ГИТИСе, приходилось отпрашиваться с занятий. Это было нелегко, потому что как раз шли репетиции дипломных спектаклей.

Вообще я не очень люблю долгие переезды с места на место, из города в город – это сильно выматывает. Однако легко приспосабливаюсь к любым условиям, даже самым экстремальным. В школе ходила в походы, спала в палатке, варила еду на костре. А уже в сознательном возрасте однажды проехала по труднодоступным местам Индии. Была в штате Керала, в джунглях, в самой что ни на есть дикой природе. С тех пор не боюсь ни змей, ни пауков, ни скорпионов. Осознаю себя частью природы и, думаю, смогу даже одна выжить в лесу!

Но вернёмся к кино… Как-то в один год летом у меня было сразу шесть проектов, и всё в разных городах и странах: Геленджик, Германия, Испания, Москва. Я работала без выходных, без сна. Отдыхала в самолёте или во время переездов на машине из города в город. Но я так люблю свою профессию, что готова терпеть любые дальние поездки, лишь бы ею заниматься!

– В сериале «Дело следователя Никитина» вы играете жену поэта Николая Дементьева. Как глубоко погружались в эпоху 30-х годов? Что нового и неожиданного узнали для себя о том времени?

– Для меня это был очень важный и серьёзный проект. Раньше мне не доводилось играть в кино женщин подобного характера, и было очень интересно попробовать. С режиссёром картины Валерием Ивановичем Усковым мы вместе придумывали и выстраивали образ. Моя героиня Надежда Надеждина – это реальная женщина, поэтесса. Я считаю, незаслуженно забытая. Она писала прекрасные стихи. И вообще прожила очень интересную, наполненную событиями жизнь. К слову сказать, в картине я читаю именно её стихи. Мы искали с Усковым любую информацию о Надеждиной, изучали её биографию, ходили в библиотеку, доставали номера газеты «Пионерская правда», в которой она печаталась. Я смотрела много кинохроники того времени, читала книги, старалась измениться внешне: остригла волосы, перекрасилась из брюнетки практически в блондинку. В общем, работа была проделана большая. Зато после премьеры сериала Валерию Ускову позвонили родственники Надеждиной и благодарили его за режиссуру, а меня – за «прекрасно переданный образ» и сыгранную роль.

– В фильме «Часовщик» вы играете девушку-киллера. Как вам психологически далась эта роль? Вы вообще много снимаетесь в криминальных сериалах.

Не пугает вас, что почти каждый вечер на всех телеканалах кровь льётся рекой?

– В «Часовщике» сложно было чисто технически. Мы стреляли по-настоящему, а я раньше никогда этого не делала, приходилось учиться по ходу дела. Психологически же мне было очень комфортно: замечательный партнёр Максим Дрозд помогал мне во всём… Не согласна, что я много снимаюсь в криминальных сериалах, но были и такие роли. Раньше я практически ни от чего не отказывалась, всё было важно и интересно. Нынче уже сама выбираю, где сниматься, а где нет. И мне хочется сейчас нести свет, любовь и счастье с экрана. Мне всё-таки ближе комедии, какие-то светлые, добрые истории.

№ 26 (368) от 11 июля 2013 [«Аргументы Недели», подготовил Александр МАЛЮГИН ]

Источник: www. argumenti.ru

Ссылка: http://argumenti.ru/culture/n396/267792

СТАТЬЯ: Безответная любовь Сталина

«Отец народов» был влюблен в Надежду, невестку Горького, и убирал с пути претендентов на ее руку и сердце

Я работал над книгой о женщинах Сталина. И пришел к внучке Максима Горького Марфе Пешковой, чтобы расспросить ее о дружбе со Светланой, дочерью Сталина и Надежды Аллилуевой.

«Режиссером» этих отношений стал сам хозяин Кремля, который привез Светлану на дачу Горького. Считалось, что таким образом вождь хотел отвлечь дочь от горечи потери — всего два года назад не стало Надежды Аллилуевой, а близкого человека у Светланы так и не появилось.

Марфа Максимовна согласилась рассказать о Светлане. Но с первых же минут ее воспоминаний я понял, что героиней нашей беседы будет не только дочь Сталина, но и мать Марфы, Надежда.
Оказалось, что невестка Горького стала той самой женщиной Сталина, которая получила от него предложение стать женой. Но второй Надежды в доме Сталина не появилось…

В свое время Анна Ахматова говорила, что одна из ненаписанных трагедий двадцатого столетия — это история под названием «Тимоша». Именно так в ближнем кругу называли невестку Максима Горького. Однажды она вышла к столу, сняла шляпу, и под ней вместо привычной роскошной косы гости увидели коротко остриженные волосы. Которые топорщились во все стороны.

«У нас так кучера ходили», — заметил Горький. «Точно, вылитый Тимоша», — тут же поддержал отца Максим, назвав жену именем, которым обращались к извозчикам.

Рассказ о матери превратился в монолог Марфы Максимовны. Как она потом призналась сама, такого откровения она от себя не ожидала.

— Мои родители познакомились на катке на Патриарших прудах. Когда отец услышал, что мама собирается замуж (а у нее тогда уже был жених), то начал ее отговаривать: «Куда ты так торопишься? Зачем тебе это надо? У нас такая хорошая компания».

А как раз в это время дедушка Горький собрался уехать из России вместе с сыном Максимом. Поездка планировалась вначале в Германию, потом в Италию, в Сорренто. Короче говоря, отец уговорил маму составить ему в путешествии компанию. Просто прокатиться, она же никогда не была за границей. И мама поехала.

В Берлине мама с папой расписались, обменялись кольцами. Первое время жили в Шварцвальде, потом уехали в Чехословакию, там получили визы и уже оказались наконец в Италии.

По профессии мама была художницей, с детства рисовала. Мама писала картины и зарабатывала тем, что их продавала. Ее тема была — окружение Горького. Ее работы и сейчас находятся в музее Горького.

22 июня 1941 года мы с мамой отправились на площадь Маяковского за тканью. Вдруг видим — возле громкоговорителей народ собирается. Выступил Молотов и сказал, что началась война. Мы тут же побежали обратно к себе на Малую Никитскую.

Очень быстро встал вопрос — как быть. Нас пригласила к себе в Ташкент мамина сестра, тетя Вера.

Перед отъездом мы зашли навестить самую близкую мамину подругу. Ее звали Настя Пышкало, она пела в Большом театре. Особенно мне запомнилась ария Леля из «Снегурочки».

Пышкало — это ее девичья фамилия. У Насти было два инфаркта, она находилась дома в очень плохом состоянии. Ни о каком отъезде для нее не шло и речи. Потому мама сказала: «Давай поедем, простимся с Настюшей».

Мы поехали к ней на Остоженку. Она лежала в кровати, медицинская сестра за ней смотрела. Сидели, разговаривали, вспоминали что-то. Она в Сорренто, кстати, приезжала, когда мама и папа там жили. Так что было что вспомнить. А потом Настя вдруг обращается к маме: «Тимошенька, пойди на кухню, приготовь нам чайку». Мама, конечно, тут же поднялась и пошла готовить чай.

А Настя подзывает меня, показывает ладонью, чтобы я присела к ней на кровать. И шепотом говорит: «Все-таки кто-то должен это знать». И рассказала мне, что маме сделал предложение Сталин, и она твердо ответила ему «нет».

«Будь рядом с мамой и следи, чтобы ей не было очень плохо. Потому что теперь может произойти все что угодно».

Она быстро мне все это сказала, а когда мама вернулась с чаем, мы сделали вид, что никакого разговора между нами не было. Я поправила Насте подушку и вернулась на свое место.

Мы еще не уехали в Ташкент, как Насти не стало, она умерла.

Первым претендентом на руку мамы, после того как и папа, и дедушка умерли, был директор Института мировой литературы академик Иван Луппол.

Он занимался дедушкиным архивом, мама ему помогала. В один из дней он предложил маме поехать с ним в Грузию. Мы уже понимали, что в Грузии они будут вместе и вернутся как муж и жена. До этого Луппол у нас в доме не оставался, только приходил обедать.

Его арестовали, как только они приехали в Грузию. Академик должен был открывать юбилейные торжества. У меня сохранился билет на эти празднества. В Сагурамо, это под Тбилиси, его и забрали. Мама вернулась в Москву одна. Мы потом с ней где-то за городом прогуливались, и она рассказывала, как все произошло…

После войны в нашем доме появился архитектор Мирон Иванович Мержанов. Он, кстати, строил Сталину Ближнюю дачу. Он часто приходил в наш дом, брал нас с собой в Дом архитектора, возил за город, где у них было большое хозяйство. Мы хорошо проводили время.

Он был уже фактически маминым мужем, потому что и ночевал у нас. Мы его очень полюбили. Очень был жизнерадостный, приятный, веселый.

А потом и его арестовали. Причем это случилось при мне, ночью. Я проснулась, услышала шаги на лестнице. Явно мужские. Слышу, голоса какие-то там, у мамы. Думаю, что ж такое — ночь, шаги, голоса. Я приоткрыла дверь и в щелочку посмотрела….

Это на Никитской случилось. Я дождалась, когда два незнакомых человека в штатском вывели Мержанова. Мама в халате его провожала. Ну а потом она пошла к себе, и я тут же побежала к ней в комнату…

И третий мужчина был, Попов. Мама уже в преклонном возрасте находилась, и ни о какой свадьбе, конечно, речи не шло. Она плохо себя чувствовала и ни о чем таком не думала. Их познакомили общие друзья, Попов был товарищем хорошим. Надо же было, чтобы хоть какая-то мужская помощь маме была.

Все знали, что она застенчивый человек, никогда ни у кого ничего не попросит. А чувствовала себя уже весьма неважно, сердце пошаливало.

Этот Попов был зятем Михаила Калинина. Его первая жена умерла.

С мамой Попов познакомился, по-моему, на отдыхе. Они очень подружились. Так вот его тоже арестовали.

Как только Сталин умер, на третий же день выпустили и Мержанова, и Попова. А Луппол погиб во время войны.

В бытовом плане мама ничего не могла. За нее хлопотали друзья. А так, чтобы она сама телефонную трубку взяла и что-то попросила — исключалось.

Во многом, конечно, помогало то, что она невестка Горького. Это безусловно. И для нас, внучек Горького, тоже все делалось.

В Москве мама занимала комнаты на втором этаже особняка на Малой Никитской. А за городом жила в Жуковке, у нее был двухэтажный деревянный домик

Мама всегда отмечала 28 марта, день рождения дедушки. В этот день все знали, что их ждут, многие звонили и приходили, конечно.

Было застолье, все собирались.

Светлана Аллилуева у нас бывала, Новый год встречала. Очень радовалась, так как до этого праздник и не отмечала. Если только отец звал, и она со всеми членами Политбюро за стол садилась.

Мама любила одеваться — не вызывающе, а очень элегантно. Мои друзья с ней дружили.

А еще у мамы был очень хороший вкус, и к ней часто обращались с просьбой нарисовать фасон платья и с вопросами, что надеть. Балерина Ольга Лепешинская приходила к маме. Помню, она из Америки приехала и пришла к нам на Никитскую, чтобы показать одно платье. Оно нам всем очень понравилось, такое было все в мелких складочках. Мы снимали с него фасон и потом шили себе такие же.

Жена Алексея Толстого, Людмила Ильинична, которая напротив нас жила, во дворе их дом находился, всегда прибегала: «Тимошенька, Тимошенька, вот есть такой материал, пожалуйста, скажите, какое мне сделать платье». И мама ей рисовала…

Говорили, что за мамой ухаживал нарком НКВД Генрих Ягода и что у них был роман. Неправда. Мама мне сама говорила, что Ягода специально был к ней подослан Сталиным, чтобы внушить, как здесь хорошо и сколько Сталин сделал для благополучия страны. Потому что Сталин сразу, едва увидев маму, решил на ней жениться. И нарком НКВД должен был этому поспособствовать.

Я наблюдала за ними — мама и Ягода ведь никогда никуда не уходили, все время были у меня на глазах. Ягода приезжал к нам, часто с женой, иногда Гарика, своего маленького сына, брал с собой. И я бы почувствовала, если бы между мамой и Ягодой что-то было.

Наоборот, он явно все время маму словно подталкивал под Сталина. Альбомы привозил с его фотографиями, книги с биографией, репортажи о стройках, которые были как свидетельство того, что у нас все замечательно. Кстати, действительно многое было сделано, этого нельзя отрицать.

Так что Ягода был как сталинский сват. И когда он не справился с порученной задачей, то получил приговор — стать к стенке. Хотя эта участь его ждала в любом случае, уже за то, что он слишком много знал…

Поначалу мама не знала, что Настя рассказала мне о предложении Сталина. А потом я ей призналась. И уже тогда что-то у мамы спрашивала, и она мне подтверждала.

Но вообще мама не любила на эти темы говорить, то и дело просила: «Не надо, ну не надо!». Словно отмахивалась ото всего.

Ей тяжело было вспоминать и не хотелось, чтобы я тоже об этом думала. Иногда мои расспросы даже вызывали у нее раздражение. Но я все равно не сдавалась и в итоге кое-что смогла разузнать.

Разговор Сталина с мамой состоялся после того, как дедушка умер. При Горьком это было бы невозможно даже представить. А так, буквально через год после его смерти, Сталин подъехал к нам на Никитскую. Вроде бы по делам — мама сама написала ему письмо, что надо организовать музей Горького. И вот под предлогом этого он и приехал. И сделал предложение.

На что мама абсолютно твердо сказала: «Нет». И после этого начались аресты тех мужчин, которые возникали возле мамы.

Так мне рассказывала сама мама. Это было в Жуковке, я хорошо помню. Мы прогуливались, и она говорила.

Потому, может, Сталин и хотел, чтобы мы со Светланой сблизилась.

Мы дружили с ней со второго класса. Нас за одну парту посадили. А познакомились еще до школы. Сталин первый привез ее к нам на дачу.

Светлана, кстати, с моей мамой тоже была дружна. Да все, кто видел маму, ею увлекались.

Что такого было в маме? Красивая она была, конечно. Но дело не в красоте. Она была женственная, добрая. Очаровательная. Именно так о ней говорили: «Очаровательная». И вот так ей не везло.

Говорили ли мы с мамой о папе? Это была для нее непростая тема. Когда он приехал в СССР, все и началось. Его просто стали спаивать, зная его склонность к алкоголю.

Почему он простудился в тот роковой день? Мама сказала: «Еще раз увижу тебя в таком состоянии, забираю вещи и ухожу». И когда он все-таки в таком состоянии приехал, находясь до этого в гостях у Ягоды, то не посмел зайти в дом, решил посидеть в саду, заснул и замерз.

Об отце мама не любила говорить. Это была ее боль. Она всегда говорила: «Потеряли мы Италию, потеряли мы нашу любовь и друг друга».

К тому, что у мамы после смерти отца были мужчины, я относилась спокойно, считала, что мама должна выйти замуж. Особенно мне нравился архитектор Мержанов, который и меня отправил в архитектурный институт, за что я ему очень благодарна.

Мама жила до последнего дня на Малой Никитской, ей оставили три комнаты. Остальное уже было музеем Горького.

В доме была повариха Даша, уборщица Анюта. Правда, дедушкину комнату убирала сама мама, никого туда не подпускала.

Она никогда не готовила, была скорее хозяйкой дома, принимала гостей.

Прожила недолгую жизнь. Столько переживаний выпало, и все она держала в себе. Всегда была очень вежливой, улыбчивой, никому не показывала, что у нее на душе творилось.

Мама умерла неожиданно, ей было всего 69 лет.

Да, она жаловалась на сердце, у нее бывали приступы. Но все равно верилось, что впереди еще есть время. Помню, мы обсуждали ее грядущий 70-летний юбилей, думали, как будем отмечать.

В тот день она мне утром позвонила. Просила приехать… А я решила, что еще успеется. Ну, как всегда бывает. Господи, все же мы люди живые, кто же думал… Ну, в общем, она пошла к своей приятельнице, художнице. И там ей стало плохо. Она вытащила какое-то лекарство, стала принимать. Мимо шел Николай Булганин (соратник Сталина, до 1958 года — член Политбюро и председатель Совета министров СССР. — Прим. И.О.), у него там же, в Жуковке, дача была. И он маме предложил: «Вам что-то нехорошо, зайдите ко мне, моя дача рядом».

Мама отказалась: «Нет-нет, я сейчас к себе пойду». Она действительно смогла дойти до своего дома, легла на диван. И все.

Гроб стоял в дедушкином доме на Малой Никитской. Мы похоронили ее на Новодевичьем, рядом с папой…

Книга, для которой я записывал воспоминания Марфы Максимовны, увидела свет. Она называется «Мемуары матери Сталина. 13 женщин Джугашвили».

Теперь, когда бываю на Новодевичьем, обязательно захожу на семейное захоронение Пешковых. И приношу Тимоше букет свежих цветов.

материал: Игорь Оболенский

Ссылка: http://www.mk.ru/social/article/2013/07/01/877403-bezotvetnaya-lyubov-stalina.html
газетная рубрика: ТАЙНЫ XX ВЕКА

Зоя Федорова

Zoya Fedorova

  • Карьера:актриса
  • Дата рождения:21 декабря 1909
  • Возраст:103 года
  • Знак зодиака:стрелец
  • Место рождения:Россия, Санкт-Петербург
  • Семейное положение:

 

Биография Зоя Федорова

Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Ее папа — Алексей Федоров — был рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена — Екатерина Федорова — нигде не работала и взращивала трех дочерей, среди которых Зоя была самой младшей. Семья Федоровых проживала в отличной трехкомнатной квартире и почти ни в чем не нуждалась. Но в 1917 году грянула революция. Алексей принял ее всем сердцем и за краткое время сделал блестящую карьеру в большевистской партии. В 1918 году его совместно с семьей перевели в Москву и определили руководителем паспортной службы в Кремле.

Зоя Федорова впервые увлеклась театром еще в средней школе и исправно посещала ребяческий драмкружок. Однако папа не разделял ее увлечения, считая, что у его дочери должна быть изрядная профессия. Потому после окончания школы она стала трудиться счетчицей в Госужасе. Но в 1927 году ее жизнь и карьера еле-еле не оказались загубленными из-за одной досадной истории. Дело было так. Федорова посещала в Москве молодежные вечера, которые устраивал у себя дома какой-то Кебрен. На этих гулянках она познакомилась с военнослужащим Кириллом Прове. Он отлично играл на рояле, был красив и, видимо, этим пленил 17-летнюю Федорову. Один раз она даже позвала его к себе домой в гости. И кто знает, чем бы кончилась эта связь, если бы осенью 1927 года Прове вдруг не арестовало ГПУ по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Следом за ним чекисты арестовали и Федорову как пособницу инонеобычного шпиона. Девушку мог ждать самый грустный финал, однако судьбе было угодно смилостивиться над ней. Видимо, разобравшись в том, что 17-летняя девушка легко запуталась в своих знакомствах, чекисты после первого же допроса ее отпустили.

Зоя Федорова не рассталась с мечтой и в конце двадцатых гг поступила в театральное обучалище, которым возглавлял Ю. Завадский, ученик К. Станиславского. Через два года обучалище прикрыли, и студенты оказались не у дел. Федорова собиралась в ненавистный Госужас. Внезапная вероятность поступить против воли родителей в 1930 году в обучалище при Театре Революции, причем на первый курс, установила всю дальнейшую судьбу Зои. Через четыре года она удачно его заканчивает. В 1932 году, будучи студенткой, была приглашена сняться в эпизодической роли в кинофильме «Встречный» (режиссер С. Юткевич). Стоит ли говорить, как радостна была Федорова даже такой маленькой ролью. Когда кинофильм вышел на экраны, она позвала всех своих родственников на премьеру кинофильма, она не знала, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали.

Первая попытка оказалась невезухной, но именно во время этих съемок она познакомилась с 25-летним оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее супругом. Он же будет и ее первым наставником в кино, приглашая в кинофильмы, которые сам же будет снимать. Но это произойдет только через три года. А в 1933 году Федорову вдруг подметил юный режиссер Игорь Савченко, который запускался с вокально-музыкальным кинофильмом «Гармонь». Однажды он остановил артистку за кулисами театра и предложил ей роль в своем кинофильме. «Я же курносая!» — искренне изумилась она такому выбору. «Именно из-за этого я тебя и беру», — ответил режиссер. Так состоялся дебют Федоровой в кино. После этого кинофильмы с ее участием стали вылезать на экраны страны один за другим, а зрители с несносинием ждали встречи с любимой артисткой.

В 1936 году на экраны страны вышел кинофильм «Подружки», трогательная история о трех барышнях, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы первой мировой войны. Федорова сыграла в нем роль своей тезки — Зои (две другие дамские роли сыграли Янина Жеймо и Ирина Зарубина). Фильм имел громадны успех и принес артисткам всесоюзную знаменитость. К примеру, Федоровой бесчисленные поклонники не давали прохода как на улице, так и дома, куда они звонили ежедневно по нескольку раз. Но она к тому времени была уже засупругом, хотя с супругом они проживали в разных городах: он-в Ленинграде, она- в Москве. В. Рапопорта это не устраивало, и вскоре ему удалось выпросить у здешних властей особую квартиру в городе на Неве для себя и своей юный жены. Но Федорова переезжать к супругу не торопилась. Она была целиком увлечена своей удачной карьерой в кино.

В 1937 году 3. Федорова и В. Рапопорт совместно участвовали в съемках кинофильма «На границе». И хотя он не имел громкого успеха, как кинофильм «Подружки», однако роль Федоровой в нем не прошла незамеченной. Артистка по праву вошла в список тогдашних звезд совдеповского кино. Но тут вдруг ее карьера еле-еле не прекратилась на самом взмы — Федорова попала в категорию детей «противников народа». Дело обстояло так.

В 1936 году захворала ее мать (у нее обнаружили рак), и папа нашел для нее личного врача, который оказался немцем. Однако больной он помочь так и не смог, и его наличие в доме Федоровых кое-кем было истолковано превратно. Когда в стране началась кампания против «противников народа», эта связь сыграла злую шутку с Алексеем Федоровым. Он и так порой дозволял себе нелестные комментарии в адрес некоторых высоких руководителей (на правах человека, работавшего у Ленина, он имел все права так высказываться), потому, когда «ежовщина» объяла всю страну, его постигла участь миллионов несправедливо осужденных. Летом 1938 года А. Федоров был арестован по статье 58 УК и вердиктен к десяти годам лишения свободы.

Став дочерью «противника народа», Федорова мысленно расизвинялась со своей звездной карьерой. Однако, как это ни необычно, арест отца почти не отразился на дальнейшей судьбе артистки. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причем в большинстве из них в главных ролях. Стоит отметить, что за съемки в кинофильмах «Вокально-музыкальная история» и «фронтовые подружки» Федорова была удостоена Сталинской премии.

Однако, как признавалась позднее сама артистка, она грезила о других ролях — ослепительных, вокально-музыкальных, — а ей приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга. Даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню (чтоб курила, пила и бранилась как базарная торговка), но таких ролей ей никто не предлагал. Так что не все безоблачно было в тогдашней ее кинокарьере.

Между тем в конце 30-х гг изменилась личная жизнь артистки. Брак с В. Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году артистка встретила свою настоящую влюбленность. Этим человеком стал пилот Иван Клещев. Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило — началась война с фашистской Германией. И. Клещев ушел на фронт, и в одном из боев под Сталинградом его авиалайнер был сбит. Пилота спасло чудо — он выжил, получив нелегкие ранения. Более месяца пролежав в госпитале, он был выписан с диагнозом «не годен к полетам». После этого Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по следствию авиакатастроф. В различие от него, Федорова была несказанно рада такому развороту действий и уже грезила о свадьбе. Однако судьбе было угодно расставить все по-своему. В один из дней И. Клещев вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом, и авиалайнер, в котором он отыскивался, был штурмован вражеской авиацией. В неравном бою авиалайнер Клещева был сбит и расколотился. Так Федорова снова осталась одна.

Нужно вернуть должное Зое Федоровой: несмотря на драматизм всего проходящего в стране и в ее личной судьбе, она не прекращала попыток вызволить из тюрьмы отца. Для этого ей даже пришлось напроситься на прием к Лаврентию Берии. Этот человек загадко симпатизировал известной артистке и готов был немалое для нее сделать в обмен на ее благопредрасположенность. По воспоминаниям многих, через такую «помощь» Берии тогда прошли многие знаменитые дамы страны. Ўовершенно наверно, что не избежала этой участи и Федорова. В итоге в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу.

Тем временем Л. Берия не кинул своих попыток ухаживать за известной артисткой, В декабре 1943 года он позвал ее к себе в особняк на улице Качалова, растолкуйв свое приглашение легко: «Моя мужа любит вас и хочет отметить ваш день рождения в узком кругу». Отказать всесильному наркому Федорова не смогла, хотя в душе глубоко презирала его. В гостях сносиния артистки хватило только на первый час общения с Берией. Когда узналось, что никакой жены наркома на гулянке не будет, что эту встречу создал лично он, Федорова вдруг вспылила и оскорбила Берию. Тот тут же велел ей убираться из его дома. Когда она вышла на улицу, Берия нагнал ее на крыльце и вробучал ей букет роз. При этом он сумрачно произнес:

— Это букет на вашу могилу!

После этой встречи и грозного предунекогдания Берии артистка ждала только одного — ареста. Однако его тогда так и не последовало. Постепенно жизнь вошла в свое русло, и Федорова унялась. Она не могла даже сообразить, какие действия ждут ее.

Осенью 1942 года Федорова, будучи на экспозиции америкосского кино в Москве, познакомилась с корреспондентом америкосской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро. Он ввел ее в круг своих друзей, среди которых оказался заместитель главы морской секции америкосской военной миссии Джексон Тэйт. Их первая встреча произошла в январе 1945 года на праздничном приеме в особняке на Спиридоновке. На следующий день после приема Тэйт вдруг позвал артистку в ресторан «Ўтолица». Так началось их знакомство, которое переросло в влюбленность.

Эта история породила массу слухов на немало лет вперед. К примеру, некоторые источники будут утверждать, что артистка, став негласным агентом МГБ, была нарочно введена в круг америкосских дипломатов. Однако кураторы Федоровой от МГБ, видимо, не учли того, что она была обычной дамой, которая не смогла устоять перед чарами америкосского красавца капитана. Видимо, этим растолковывалась и последовавшая после знакомства с Тэйтом беременность Федоровой. Истина, рождение дочери Виктории (она появилась на свет 18 января 1946 года) папа так и не застал.

После окончания войны американцы из наших союзников превратились во противников, и связь Федоровой с Тэйтом не могла закончиться хеппи-эндом. Даже неясно, на что она полагала в то время, решив родить от америкосского дипломата ребенка. В июле 1945 года артистку вдруг послали на гастроли в Крым, и в это же время Тэйт обрел указание совдеповских властей на протяжении ближайших сорока восьми часов побросить пределы СССР. Когда Федорова возвратилась в Москву, ее любимого там уже не было.

Джексон Тэйт обрел новое назначение на военно-морскую базу рядом с Сан-Педро в Калифорнии. Он ничего не знал о судьбе Федоровой, и даже не представлял, что она родила ему ребенка. Влюбленный Тэйт чуть ли не ежемесячно слал в СССР письма и запросы. Но ответа не было. И вот когда он уже утратил всякую надежду что-либо узнать, на его имя вдруг пришло краткое послание, отправленное из Швеции. В нем сообщалось, что Федорова вышла засупруг за некоего композитора и радостно растит с ним двоих детей. Подписи под этим посланием не было.

Кто насочинял это послание, так до сих пор доподлинно незнакомо. Но доля правды в нем была. Еще в начале 40-х она познакомилась с композитором Александром Рязановым, стала в его джаз-квартете вокалисткой. Когда вышел указ о возмездии матерей-одиночек, Рязанов предложил ей рассочиняться, но Федорова ему отказала, а потом согласилась. Скорее всего она исстрашилась, желала утаить факт рождения ребенка от иноземца и поспешила выйти засупруг за соотечественника. Однако от тюрьмы это ее так и не спасло.

Первые признаки того, что у нее над головой сгущаются тучи, Федорова почувствовала еще в августе 1946 года. Именно тогда она обнаружила, что за нею следят, А в начале зимы того же года, явившись с утра в свой Театр киноартиста, она вдруг подметила, что со стены исчез ее портрет. Теперь вместо него висело изображение другой артистки. Это было нехорошое предзнаменование, и оно вскоре реально сбылось. 27 декабря 1946 года, после вечера, проведенного в доме британского газетчика Верта и его жены, Федорову арестовали в ее квартире на улице Горького. Более полугода она провела во внутренней тюрьме на Лубянке, где ее методично подвергали систематическим издевательствам (обливали кипятком, били, не давали спать). Нафинал 15 августа 1947 года Федорова и еще шесть человек были вердиктены за шпионаж в пользу зарубежных государств к 25 годам тюренемало заключения. После вердикта Федорова пыталась повеситься в камере лефортовского тюренемало изолятора, однако бдительные надзиратели не разрешили ей довести дело до конца. 20 декабря 1947 года из лагеря в Потьме она пишет полное отчаяния послание Л. Берии, которое завершает словами: «…покарали не меня, а моих малых детей, которых у меня на иждивении было четверо: самой маленькой, дочери, два года, а самому старшему, племяннику, десять лет. Я умоляю Вас, немалопочитаемый Лаврентий Павлович, спасите меня! Я чувствую себя виноватой за нетрудномысленный нрав и несдержанный язык. Я ладно поняла свои ошибки и взываю к Вам как к родному отцу. Верните меня к жизни! Верните меня в Москву!»

Однако это обращение к Берии не помогло. Федорову тогда так и не выпустили на свободу, и она сполна хлебнула тюренемало лиха. Сначала ее содержали в челябинской тюрьме, потом перевели в известную «Владимирку» — прикрытую тюрьму во Владимире. Там она одно время сидела в одной камере с певицей Лидией Руслановой. В один из дней Федоровой передали коротенькую записку от ее сестры Александры — это было первое послание с воли, которое она обрела. Сестра сочиняла, что у нее все нормально и что Виктория выросла хорошей девчонкой. И хотя никаких детальностей в записке не было (Александра с тремя ребятёнками жила в деревне Полудино в Сеправильном Казахстане, а вторая их сестра Мария обрела 10 лет лагерей и в 1952 году умерла в Воркуте), однако для Федоровой и этого краткого послания было довольно, чтобы воспрянуть духом. Главное — ее дочь жива, с нею все в порядке.

После смерти И. Сталина Федорова просидела в тюрьме еще два года. Нафинал зимой 1955 года она вышла на свободу. Вернувшись в Москву, она оказалась абсолютно одна. Квартиры у нее не было, а когда она пришла на киностудию «Москинофильм», директор ее легко выгнал, так как у нее на руках не было реабилитационных документов. Единственным человеком, который тогда пригрел ее, была тюремная подружка Лидия Русланова. Именно у нее Федорова и жила первое время после освобождения. Ей помог Сергей Михалков, с которым она была знакома (в 1941 году она снялась в кинофильме по его сстоимостьрию — «Фронтовые подружки»), Он позвал ее к себе домой и дал две тысячи рублей. Это был царский подарок для дамы, у которой за душой не было ни гроша.

А потом состоялась долгожданная встреча Федоровой со своей девятилетней дочерью Викторией. Эта встреча состоялась весной 1955 года на Казанском пероне, куда Виктория приехала из города Петропавловска. Ей сказали, что она встречает тетю. За маму себя выдавала Александра, чтобы девчонку не дразнили ненужный раз дочерью «противника народа». Для девчонки это оказалось серьезным испытанием — новая мать. И это испытание было довольно мучительным. Когда Александра с двумя детьми все-таки возвратилась в Москву, Федорова нередко попрекала ее тем, что ее родная дочка продолжает называть ее мамой. Эти попреки продолжались довольно долго, даже когда сестры уже жили раздельно.

Карьера Федоровой в кино возобновилась буквально через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. В 1955 году режиссер Надежда Кошеверова позвала ее в свою новую картину «Медовый месяц». Фильм имел успех у зрителей, и о Федоровой снова заговорили. Истина, теперь она выструхнула не в образе лирической героини, а играла нравную роль. Но она и этим была довольна.

Летом 1959 года Федорова впервые за долгие годы постановила узнать о судьбе Джексона Тэйта. Через свою подружку, которая работала в гостинице «Украина», ей удалось выйти на некую Ирину Керк, российскую, которая была засупругом за американцем. Будучи с ребяческих лет преданной поклонницей таланта Федоровой, она согласилась помочь ей найти ее бывшего возлюбленного. Истина, на эти поиски у нее ушло много времени. А когда она нафинал обнаружила Тэйта, тот вдруг не показал сильного порыва увидеть ни свою бывшую возлюбленную, ни родную дочка. растолковать это было легко: к тому времени Тэйту было далеко за шестьдесят, у него была своя семья, а свою дочка от российской дамы он никогда не видел. Но Федорова этого не знала и с несносинием ждала новостей от Керк. И вот в один из дней ее подружка, работавшая в гостинице, вдруг сообщила ей, что Керк встречалась с Тэйтом, но тот порвал фотографию дочери и отказался ее признавать. И артистка поверила этому. Немало позже, в 70-х, она узнала от самой Керк, что это была неправда от первого до последнего слова. Кто принудил лгать подружку Федоровой, так и осталось незнакомым, совершенно наверно, что за этим стоял Комитет госбезопасности.

Между тем Федорова продолжала свою удачную карьеру в кино, и в 60-е годы один за другим на экран вылезали кинофильмы с ее участием, которые тут же становились популярными: «Взвысокие дети», «Исчезо лето», «Свадьба в Малиновке» и другие.

В 1965 году 3. Федоровой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

В 70-е годы она продолжала хоть изредка, но сниматься в кино (последним кинофильмом был известный «Ўтолица слезам не верит»), обрела шикарную квартиру в авторитетном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года ее отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью. Она могла бы остаться в Америке, однако отчего-то этого не сделала. В июле 1978 года Д. Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет, но Федорова еще два раза после его смерти посетила США, где жила у дочери, и снова возвратилась в СССР. Что-то ее удерживало в этой стране. В 1980 году она снова засобиралась в США, но на сей раз ее долго не отпускали, мотивируя это тем, что ее дочка снялась в антисовдеповском кинофильме и издала книгу «Дочка адмирала». И все же виза на отъезд в конце концов была приобретена. Но днем 10 декабря 1981 года (за 11 дней до своего 72-летия) 3. Федорова была застрелена в своей квартире © 234 в доме © 4/2 по Кутузовскому проспекту.

Кто прикончил Зою Федорову?

10 декабря 1981 года, приблизительно в шесть часов вечера, племянник известной киноартистки Зои Федоровой услыхал в телефонной трубке взбеспокоинный голос близкой подружки своей именитой тетки. Подружка просила его спешно приехать к дому на Кутузовском проспекте и своими ключами раскрыть дверь федоровской квартиры.

— Я сегодня дважды приходила к Зое, но оба раза мне не открыли дверь, — звучал на том конце провода возбужденный дамский голос. — А у нас сегодня должна была состояться существенная встреча, и Зоя не могла никуда покинуть. Мне кажется, с ней что-то слобучалось!

К раскаянию, звонившая оказалась права. Когда племянник открыл дверь квартиры © 234 в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту и вошел вовнутрь, его глазам предстала ужасная картина. Его тетя сидела за столом, стискивая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью. Дама была мертва.

Приехавшая по вызову оперативно-следственная группа зафиксировала смерть 72-летней артистки от огнестрельного оружия инонеобычного производства- бельгийского револьвера «зауэр», модели 38, калибра 7,65 мм. Убийца хладнокгладко пальнул даме в затылок в тот момент, когда она собиралась кому-то позвонить. Кому? Это предстояло узнать следствию.

По словам подружки убитой (той самой, которая вызвала на место происшествия племянника Федоровой), она приходила к дверям квартиры © 234 дважды: в начале второго и около пяти вечера. Оба раза она долго звонила в дправильной звонок, но ей никто не открыл. Это было необычно, так как позже следствие установит, что в начале второго Федорова отыскивалась дома и была еще жива. Установить это помог свидетель, который в промежуток времени с 13.45 до 14.30 дважды говорил с артисткой по телефону. Они обсуждали вопросы грядущей гастрольной поездки артистов Театра-студии киноартиста. Отсюда возникал вопрос: отчего Федорова не открыла дверь своей подружке? Боялась? Или ждала в гости кого-то другого? Если этот другой и был убийцей, то вылезало, что Федорова его ладно знала. Такой вывод напрашивался сам собой. Дело в том, что следствие установило — Федорова была очень осмотрительным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обыкновенно с сторонними посетителями артистка говорила через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Федорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Версия первая: политическая

Согласно этой версии к убийству Федоровой был причастен Комитет госбезопасности. История этой версии уходит своими корнями в середину 40-х гг, когда Федорова якобы была завербована НКВД.

Когда Джексон Тэйт влюбился в Федорову, он нечаянно оказался втянут в шпионскую игру совдеповской разведки. Однако далее произошло непредвиденное. Федорова тоже утратила голову и ответила на чувства американца взаимностью.

Оставить подобную вольность своего агента без последствий НКВД не мог и покарал обоих: Тэйт был выслан из СССР, а Федорова была вердиктена за шпионаж в пользу инонеобычного государства к 25 годам лагерей.

Между тем, вернувшись на свободу, Федорова, видимо, так и не смога избавиться от назойливого внимания Комитет госбезопасности. Особенно оно напряженилось, когда ее взрослая дочка в 1975 году постановила насовсем уехать в США к своему отцу. Викторию в конце концов из страны выпустили, однако ее мать осталась в СССР. Но далее произошло внезапное. В апреле 1976 года Федоровой позволили съколесить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. А когда в 1978 году Тэйт скончался от рака, Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью.

В 1981 году Федорова снова засобиралась в США, причем в этот раз она невзначай проговорилась, что намерена остаться у дочери насовсем. Однако в очередной поездке ей отказали, а через несколько дней после этого к ней пришел киллер.

Версия вторая: криминальная

Эта версия базируется на том, что Федорова на протяжении нескольких лет заходила в так называемую «бриллиантовую» мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей. Уличники этой мафии занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в этот клан в начале 70-х и добилась в нем установленных высот. Во всяком случае, она довольно быстро смога поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на богатую квартиру в авторитетном доме на Кутузовском проспекте. Отнынче ближайшими ее соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Не всякому смертному выпадала удача попасть в такой привилегированный круг.

Согласно этой версии Федорова имела уникальной информацией о многих уличниках бриллиантовых махинаций в СССР. О ее широкой осведомленности говорит такой факт: в ее записной книжке были записаны 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адресов (971 столичний и 427 иногородних). Не исключено, что именно эта осведомленность и стоила Федоровой жизни. Когда ее не отпустили в США, она пошла ва-банк и попыталась шантажировать кого-то из высокопоставленных мафиози. И тогда было принято решение о ее ликвидации.

Следствие по делу об убийстве Зои Федоровой велось довольно активно первые год-два. В ходе его было опрошено около четырех тысяч свидетелей, среди которых, без колебания, фигурировал и киллер. Сыщики, видимо, догадывались, кто он, и это стало знаменито дочери убитой Виктории Федоровой-Пойнт. В сентябре 1984 года она прислала в МУР послание, в котором благодарила сыщиков «за найденную справедливость». Однако далее произошло неясное. Подозреваемый так и не был привлечен к криминальной ответственности, имя его так и не стало достоянием гласности.

Автор: Федор Раззаков

Исходный текст: кн.»Секс-символы России», с.30-47.

Фильмография Зоя Федорова

  • Кортик (1973)
  • Меж высоких хлебов (1970)
  • Свадьба в Малиновке (1967)
  • Скверный анекдот (1966)
  • Стряпуха (1965)
  • Хотите — верьте, хотите — нет… (1964)
  • Взрослые дети (1961)
  • Дружок (1958)
  • Жених с того света (1958)
  • Девушка без адреса (1957)
  • Иван Никулин — русский матрос (1944)
  • Свадьба (1944)
  • Фронтовые подруги (1941)
  • Музыкальная история (1940)
  • Великий гражданин (1938)
  • Шахтеры (1937)
  • Гармонь (1934)

 

 

Ссылка:http://actordb.ru/zoya-fedorova

Источник: www. actordb.ru

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.