ТРАГЕДИЯ. Дальневосточный потоп – вас предупреждали!

Пока европейская часть России пребывает в августовской неге, на Дальнем Востоке страны развивается грандиозная природная катастрофа – на пространстве от Байкала до Тихого океана случилось наводнение, равного которому по площади не было за всю историю метеорологических наблюдений в данном регионе.  Для жителей европейской части России, Урала и даже Сибири это явление удивительное, вызывающее недоумение, – почему потоп случился летом, когда обычно наступает межень? Но в том то и особенность Дальнего Востока, что там все по-иному, в том числе иной климат, которого более нигде в России не встретишь. Люди там живут от муссона до муссона, и именно они, муссоны, определяют, как вообще жить.

От муссона до муссона/

ить Восточно-Европейскую равнину и выйти к странам Центральной Европы. Температура в его сердце опускается ниже -50°С. И если броски на запад для него относительно редки, то на восток он оказывает постоянное влияние – этот плотный и холодный воздух под своим весом стекает туда, где давление гораздо ниже, – к Тихому океану. Такой равномерный поток холодного сухого воздуха и носит название зимнего муссона.

А вот летом все работает совсем по-другому. В северной части Тихого океана формируется зона высокого давления, так называемый Тихоокеанский максимум. А вот Сибирский антициклон разрушается, и образуется обширная зона пониженного давления, или депрессия, от Афганистана до северо-восточной Сибири. В результате над восточной частью Евразии складывается такое распределение давления, при котором начинается движение воздушных масс внутрь материка с прилегающих акваторий. Ярче всего это вновь реализуется на Дальнем Востоке. Там достаточно влажные воздушные массы Тихоокеанского максимума стремительно движутся на запад, где, столкнувшись с континентальными массами, вызывают ливневые дожди. Это явление на Дальнем Востоке называют летним муссоном.

Так что паводки на реке Амур и его притоках в середине и второй половине лета – вещь знакомая и привычная. Однако интенсивность паводков растет, и в этом году природа подбросила сюрприз – кроме зоны высокого давления над Тихим океаном, образовался гребень высокого давления от Чукотки до Якутии, своего рода стена, которая определила очень жестко маршрут регулярных циклонов, обычно скользящих в северо-восточном направлении над дальневосточными берегами. В этот раз им просто некуда было деться, и они разгружали все свои запасы воды над бассейном реки Амур. И все это жутко напоминает историю с московской жарой 2010 года.

 

Москва на Чукотке

Наводнение в бассейне Амура очень напоминает по своей природе наводнение в Пакистане, которое случилось летом 2010 года, когда Москва изнывала от невыносимой жары. В тот год скоростные высотные воздушные потоки, известные как «волны Россби» стали выписывать кренделя вокруг мощного «блокирующего» антициклона над европейской частью России. Сформировался перенос влаги, испарившейся над Россией, на юго-восток, в северную часть Пакистана, где произошло столкновение с идущими на северо-запад муссонными ветрами. Столкновение этих двух потоков дало катастрофическое наводнение.

Одновременно в российский «блокирующий» антициклон упирались многочисленные атлантические циклоны, которым некуда было деваться и которые разразились небывалыми дождями над странами Центральной и Восточной Европы.

Нечто подобное случилось и сейчас над Дальним Востоком. «Блокирующий» антициклон над Чукоткой и северной Якутией привел к аномально высоким температурам для данного региона – более 30°С на уровне моря. А это превышение климатической нормы на 4–6°С, что сделало Чукотку лидером в России по положительной температурной аномалии. Вот именно в него и упирались циклоны, которые сформировались над южным и центральным Китаем.

Но это были особые воздушные потоки – значительно мощнее обычных. Все дело в том, что и Китай изнывает от страшной жары. В Китае аномальная жара, которая превышает 40°С, и во многих районах центрального и южного Китая зной держится с начала июля. Вот где испарилась вода, которая теперь изливается над Дальним Востоком России и северо-восточными регионами Китая. Разумеется, предсказать, что подобное случится именно этим летом и в таких объемах, наука пока не может, но в целом – эта угроза была сформулирована еще в 2005 году.

Готовь лодку зимой

Еще в 2005 году Росгидромет России опубликовал Стратегический прогноз изменения климата на период с 2010 по 2015 год, в котором говорилось о повышении частоты катастрофических паводков на Дальнем Востоке, особенно в Амурской области, Хабаровском крае, Еврейской АО, Приморском крае и Сахалинской области в 2–3 раза, то есть каждые 7–12 лет.

Причем паводки прогнозировались именно дождевые, вызванные ливнями в летний период. Предполагалось, что обезопасить население и экономику региона можно путем строительства крупных водохранилищ и каскадов ГЭС, которые будут аккумулировать притоки «большой воды». Однако в докладе говорилось и о других проблемах.

В частности, в 2005 году метеорологи ожидали к 2010–2015 годам потепление в зимний сезон, которое будет сочетаться с увеличением объема зимних осадков примерно на 2–4%. Общее же увеличение осадков в год ожидалось на уровне 5–10%. Что, впрочем, в минувшую зиму и наблюдалось, – и тоже внесло свою лепту в величину наводнения, – напитавшаяся снеговой влагой земля уже более не впитывала дождевую воду, которая и скатывалась в реки.

Сейчас прогноз 2005 года о росте объема стока рек в ДФО на 40% уже не выглядит столь фантастическим, как восемь лет назад. И строительство гидроэлектростанций, таких как Зейская и Бурейская, вновь представляется весьма целесообразным. Эти две станции задержали в своих водохранилищах в общей сложности 18,7 кубических километров дождевой воды. Что это за объем, говорит простой расчет: если взять площадь Москвы в пределах МКАД, равную примерно 1000 квадратных километров, и вылить на нее весь удержанный запас воды, то она бы покрыла город слоем почти 19 метров, – то есть под водой скрылись бы хрущевские пятиэтажки вместе с крышей.

Так или иначе, можно сказать вполне определенно – это наводнение будет не последним такого рода. И за те несколько лет до нового потопа нужно будет принять массу важных решений как властям, так и самым простым жителям: где жить и как. Лодки во всяком случае готовить надо заранее, а возможно, и селиться теперь повыше. Хотя местных жителей более всего беспокоит сейчас приближающаяся зима. Она тоже может преподнести сюрпризы.

Константин Ранкс

Константин
Ранкс

 Фото. Газета Аргументы и факты № 34, 21-27 августа 2013 г.

Фото: Ольга Егораева / ИТАР-ТАСС

26.08.2013, 11:40

 

Источник:

 

Источник:www. slon.ru

Ссылка: http://slon.ru/russia/dalnevostochnyy_potop_vas_preduprezhdali-982374.xhtml

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

УХОДЯЩИЕ ЗЕМЛИ?

Действия властей во время наводнения на Дальнем Востоке — тот редкий случай, когда даже оппозиция не ругает Кремль

Вовремя были задействованы практически все государственные структуры, слаженно работают МЧС, Минобороны, местные власти. Оперативно приняты решения об оказании материальной помощи. Президент РФ В. Путин в режиме реального времени руководит беспрецедентной по своим масштабам спасательной операцией: «Никто не должен быть забыт, и никто не должен быть потерян, имею в виду тех людей, которые проживают на ваших территориях. Докладывать прошу ежедневно».

Очевидно, что и центральные, и местные власти извлекли уроки из наводнения в Крымске.

Вместе с тем события на Дальнем Востоке подчеркнули драматическое отставание российской периферии от центра. Диспропорции эти накапливались веками. Пока западная Россия худо-бедно равнялась на европейские стандарты развития и качества жизни, регионы, находящиеся за Уральским хребтом, продолжали жить своей патриархальной жизнью.

Серьёзная попытка вдохнуть в Зауралье энергию развития была предпринята в 1930-19­40-е гг. Нельзя отрицать энтузиазма народных масс, но основные успехи базировались на ограблении крестьянства, на каторжном бесплатном труде миллионов репрессированных. В наличии было и огромное количество дешёвых рабочих рук. Коллективизация, раскулачивание, сильнейший голод выбросили из деревни миллионы тружеников, для которых даже самые скромные городские условия — общежития, фиксированная зарплата, выходные дни — означали ощутимую подвижку вверх, то, что сегодня называют социальными лифтами. Работала мощная система профессионального обучения. Бывшие крестьяне и крестьянки становились слесарями, шофёрами, ткачихами. Другая попытка вдохнуть силы развития в восточные регионы была (невольно) предпринята во время Второй мировой войны. На восток были эвакуированы вместе со специалистами сотни предприятий машиностроения. Они и заложили основу сибирской промышленности.

Сегодня страна не может пользоваться принудительными методами мобилизации общества. Возникли и новые социально-культурные обстоятельства. В ходе искажённого капиталистического развития последних 20 лет резко возросла притягательность крупных европейских городов России. При катастрофическом упадке промышленности в стране в них (прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточились капиталы и источники роста. Здесь возникло не сравнимое с периферийной Россией качество жизни.

Центральное телевидение, красочно живописующее расцвет капитализма в России, крайне неохотно показывает периферию. Нужно какое-то из ряда вон выходящее событие (например, наводнение), чтобы телевизионная камера заинтересовалась жизнью нашей глубинки. И тогда глазам открывается вся мера запущенности «другой» России.

Отсутствие дорог, убогие жилища, удобства во дворе. Становится ясным, что миллионы и миллионы россиян живут по-дедовски, почти в ХIХ в. Живут домашним хозяйством, приусадебным клочком земли. Не «Газпром», цинично объявленный всероссийским достоянием, а земля, огород, корова, куры, ягоды и грибы — основные их кормильцы. И когда вода заливает землю, люди теряют фактически всё.

Стоит ли удивляться, что, несмотря на то что в Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточенно 3/4 ресурсов страны, почти половина населения этих регионов хотели бы уехать в другое место. После распада СССР некоторые сибирские и дальневосточные города уже лишились до 60% населения, и отток продолжается. Социологи указывают причины: непригодные условия жизни, отсут­ствие работы, алкоголизм, коррупция и поражающая дороговизна. При полной несопоставимости качества жизни с Москвой и Санкт-Петербургом стоимость жизни здесь почти как в столицах.

Программы развития Сибири и Дальнего Востока обсуждаются. Но пока серьёзные инвестиции туда не идут. Никто не собирается отнимать у нас Сибирь и Дальний Восток. Мы теряем их сами. Может быть, наводнение промоет мозги, и они (и властные, и оппонирующие) осознают истинную глубину российского потопа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: www.aif.ru

Ссылка: http://www.aif.ru/society/article/66134

——————————————————————————————————————————-

Читайте также

http://static2.aif.ru/public/article/medium/643/46b1d0b78ab94450c71af5711bcdf6a5.0.jpg

Смыло дождями. Приамурье считает убытки от наводнения и ждёт новые ливни

 

Вторую неделю льют дожди на Дальнем Востоке и Урале. Затоплены Благовещенск и Амурская обл., Хабаровск, Челябинск,…

Как борются с наводнениями в разных странах мира >>

http://static2.aif.ru/public/article/medium/281/0b7cd305ec9e4c66ed668bbebb9928f7.0.jpg

Нужная вещь. Жители Приамурья во время потопа попытались украсть дамбу

 

Вразумить предприимчивых граждан удалось только сотрудникам полиции

http://static2.aif.ru/public/article/medium/878/4a290518dc9c14f91618e0cd08d6f8c1.0.jpg

Удержать наводнение. Гидроэлектростанции спасают Приамурье от паводка

 

Зейская и Бурейская ГЭС работают в штатном режиме и готовы к сдерживанию аномального паводка

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:

Источник: www.aif.ru

Газета Аргументы и факты № 34, 21-27 августа 2013 г.

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.