Почем голоса народа ?. 70% граждан, которые продают свои голоса на выборах — не маргиналы, а люди уважаемых профессий: врачи, учителя и другие бюджетники. Такие данные приводят социологи. Ссылка: http://www.rosbalt.ru/piter/2016/07/26/1535445.html

ГолосаБлизятся выборы, и кандидаты в депутаты уже занялись «умасливанием» избирателей. Пока в поле внимания попали пенсионеры и бюджетники — им предлагают поездки на экскурсии, продуктовые наборы, билеты на концерты. Выглядит безобидно, да и при определенных условиях все вполне законно. Кто будет разбираться, что на это пущены деньги муниципалитета, то есть самих избирателей? Знаки внимания гражданам оказали, а значит, часть из них точно проголосуют за кандидата, от имени которого получили пакет с чаем и печеньем.Однако ближе к выборам наверняка будут активированы схемы по подкупу избирателей. Такие уже не раз были опробованы в российских регионах, в том числе в Петербурге и Ленобласти. Как правило, платить деньги за голос предлагают именно на выборах регионального или муниципального значения, когда у кандидата есть возможность купить победу. Менее актуально это для выборов в Госдуму, где речь идет об очень большом количестве избирателей — около 450 тыс. человек на округ. Однако тут все зависит от ресурсов конкретного политика.

 

О проблеме подкупа избирателей эксперты рассказали в ходе круглого стола политического клуба «Росбалта» «Ставки сделаны».

По словам директора «Фонда политической культуры» Анны Хмелевой, можно говорить о 10-15% покупных голосов на региональных выборах. Фонд провел исследование, специалисты побеседовали с более чем двумя сотнями граждан, которые когда-либо получали деньги за поставленную галочку в бюллетене. Выяснилось, что таких избирателей условно можно поделить на примерно равные по численности четыре группы.

В первую входят «агитаторы», то есть довольно активные идейные люди. Свое участие в выборах они воспринимают как настоящую работу и ответственно подходят к вопросу голосования. Для них важна победа «своего» кандидата, и для ее обеспечения они готовы обзванивавать соседей и знакомых и звать их на участок (остальные «купленные» избиратели, как правило, даже не интересуются итогами выборов и личностью политика)

Понятное дело, что за новых избирателей «агитаторов» ожидает премия. Все как в сетевом маркетинге, у которого политтехнологи с удовольствием заимствуют приемы.

Вторую группу «платных» голосующих составляет молодежь, третью — пенсионеры и все пожилые люди с низким уровнем дохода, четвертую — маргиналы. Последние избиратели по понятным причинам крайне нестабильны. Многие из них будут готовы проголосовать за бутылку водки, но не факт, что они поставят галочку в нужном месте и вообще дойдут до участка. Однако, вопреки расхожим представлением, действительно маргинализированная часть платного электората составляет всего 30%.

«Я ожидал, что голоса продают наркоманы, алкоголики и люди без чести и достоинства. Да, такие тоже есть. Но примерно 70% опрошенных нами были обычными людьми, представителями уважаемых профессий — врачи, учителя, работники бюджетных учреждений, то есть те, у кого большой круг контактов и они на виду. И за деньги они голосовали вовсе не из-за применяемого административного ресурса», — отметил руководитель проектов «Фонда политической культуры» Андрей Горбачев.

Оказалось, что определяющим стимулом на предыдущих выборах для многих людей служили вовсе не деньги. Так, для группы «агитаторов» важной является личная просьба кого-то из друзей или родственников, вовлекающих их в процесс. Молодежь, продавая свой голос, выражает протест. Когда власть уже все решила за тебя, почему бы не получить легкие деньги и таким образом как бы обмануть систему? Группа «пенсионеров» нуждается в средствах, но тоже протестует — против тех, кто довел их до бедственного состояния.

В целом редко кто из этих людей испытывает муки совести. Только группа маргиналов четко осознает, что совершает не одобряемый обществом поступок. Однако этим людям, в отличие от остальных голосующих платно, важны именно деньги. И они легко «продадутся» тому кандидату, который предложит больше, чем его конкурент.

Судя по опросам, около 40% граждан получили за свой голос от 500 до 1000 рублей.  При этом на муниципальных выборах в Ленобласти, где исход порой решает пара десятков голосов, цена галочки достигала 10 тыс. рублей.

Как подчеркнула Анна Хмелева, подкупа за партию не существует — есть подкуп за кандидата.

«Признак платного голосования — высокая степень конкуренции на выборах. Это фактор под названием «чужой против хищника». Как только один человек начинает скупать голоса, его оппонент инерционно делает то же самое, тем самым «подогревая» рынок. Идет своеобразный тотализатор: кто предложит больше. Но это только в том случае, если оба конкурента обладают ресурсами. Если же ресурсный кандидат всего один, такая технология вряд ли будет применяться», — пояснила Хмелева.

Вовлечение избирателя в платную схему — достаточно трудоемкий процесс, построенный на личных связях. Даже если вам сейчас очень захочется продать свой голос, придется выйти на нужного человека. Как правило, процессом руководит «бригадир», который давно закрепился на вверенной ему территории и «обрабатывает» определенные электоральные группы. Понятное дело, что за каждым таким человеком стоит определенный политик, но доказать эту связь и привлечь виновных к ответственности практически невозможно. Что подтверждает опыт наблюдателей на выборах.

«Прямой подкуп, то есть выдачу денег сразу после выхода с участка, мы не видели ни разу. Это всегда маскируется под какое-то другое действие или разносится во времени и пространстве. Например, на выборах в Рыбинске мы заметили, как после голосования люди подходили к определенному человеку и отдавали ему некие карточки. Ничего незаконного как будто нет. Но из личных разговоров выяснилось, что с помощью этих карточек они через пару дней получали плату. Еще один признак платного голосования — фотографирование себя в кабинке с бюллетенем. И бумажки с подсказками в руках, потому что люди, как правило, не помнят имена кандидатов. И хотя все прекрасно знают, что подкуп существует, уголовных и даже административных наказаний за него не бывает. Потому что никому не хочется с этим связываться и распутывать эту сложную цепочку», — сообщила член совета организации «Наблюдатели Петербурга» Галина Культиасова.

Пока сложно сказать, насколько подкуп избирателей будет актуален для Северной столицы на нынешних выборах в ЗакС. Однако есть как минимум два фактора, которые свидетельствуют о возможном увеличении количества голосующих за деньги.

«Эта «услуга» может быть востребована в связи с повсеместным ухудшением материального положения у всех слоев общества. Людей почти не волнуют какие-то иные проблемы, кроме повседневной жизни и желания не улучшить, а хотя бы сохранить прежний доход. Поэтому даже продуктовые наборы сейчас пользуются большим спросом — берут все», — прокомментировала ситуацию старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко.

Эксперт также отметила, что граждане не против подкупа, поскольку мало доверяют власти. Россияне не чувствуют, что могут что-то изменить, поэтому голоса обесценились. Человек думает, что его вклад в общее дело не сыграет никакой роли, поэтому с легкостью меняет возможность самовыражения на определенную сумму. Здесь мы встаем перед масштабной моральной проблемой, которую вряд ли удастся решить в ближайшие десятилетия. Чтобы россияне вновь поверили в ценность выборов, в их сознании за несколько электоральных циклов должна закрепиться связь «как я сейчас проголосую, так и буду жить в ближайшие годы». Пока же у большинства она отсутствует напрочь.

Софья Мохова

«Росбалт» продолжит беседы в рамках политического клуба «Ставки сделаны» уже в следующую среду, 3 августа. К неформальному диалогу приглашаются журналисты, политологи, депутаты.

Источник: www.rosbalt.ru

Ссылка: http://www.rosbalt.ru/piter/2016/07/26/1535445.html

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.