САНКТ- ПЕТЕРБУРГ: Любовь к мигрантам за 400 миллионов. Куда пропали деньги, выделенные в Петербурге на программу » Толерантность».

Как полюбить мигранта. В Петербурге растет количество «этнических преступлений». Цифры не озвучивают. Но, по признанию начальника Управления угрозыска ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Константина Власова, «cводки пестрят. Пришлось даже усилить отдел, занимающийся преступлениями с участием граждан СНГ, так как десятки подобных преступлений совершаются ежедневно». Но в Смольном живут, словно на другой планете, считая, что «агрессивных проявлений ксенофобии в Петербурге больше нет», и все благодаря городской программе «Толерантность», отмеченной почетной грамотой ЮНЕСКО. Чиновники радостно отчитываются о потраченных на «дружбу народов» сотнях миллионов рублей. А на улицах города эта «дружба» выливается в поножовщину и изнасилования. Власть и горожане живут будто в параллельных мирах

Больше приезжих — больше преступлений

Депутат Законодательного собрания Аркадий Крамарев (в прошлом глава ГУВД) отправил депутатский запрос нынешнему начальнику питерской полиции Михаилу Суходольскому с просьбой предоставить официальную информацию о количестве этнических преступлений. Генерал с ответом пока тянет. Поэтому приходится судить о ситуации в городе по данным из альтернативных источников.

Так, по сведениям Горпрокуратуры, в 2010 году в отношении иностранных граждан было совершено 430 преступлений, при этом только пять уголовных дел имели явно экстремистский характер (таких преступлений гораздо больше — органы дознания за последние два года вынесли около 200 незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам получения иностранцами телесных повреждений). Иностранцы же в прошлом году совершили почти полторы тысячи преступлений. На их счету 13 убийств и треть всех совершаемых в городе изнасилований. Как недавно признался прокурор города Сергей Зайцев, его сильно беспокоит постоянный рост числа гастарбайтеров. В частности, выходцы из Средней Азии занимают потенциальные рабочие места и активно насаждают собственную культуру. Все это, по мнению прокурора города, может вызывать гнев у петербуржцев.

Статистика говорит сама за себя: каждый год в Северную столицу приезжает порядка миллиона человек (разрешение на работу выдается 200 тысячам), как следствие — растет преступность. Количество «мигрантских» преступлений в Петербурге каждый год увеличивается в среднем на 25 процентов.

Детей-мигрантов обозвали инофонами

Комитет по внешним связям — разработчик и куратор программы «Толерантность» — «искоренив ксенофобию», теперь внедряет в жизнь новую идею: социальную адаптацию мигрантов. По мнению чиновников, для того, чтобы приезжие люди стали частью местного населения, нужно провести в 2011–2015 годах как можно больше фестивалей, научных форумов, праздников, концертов, снять несколько тематических мультфильмов, научить детишек-мигрантов русскому языку.

Городской программе «Толерантность» посвящен целый сайт на портале администрации Петербурга, но читать его без раздражения невозможно. Пустые и звонкие словесные конструкции «о реализации системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге». Формальные отчеты районных администраций о «конструктивном опыте формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии и воспитания культуры мира».

Второй этап программы чиновники назвали «Толерантность 2.0». Рассчитана она на пять лет, как и предыдущая, в рамках которой уже было освоено порядка 400 миллионов рублей. О том, сколько потратят в ближайшую пятилетку, на сайте не сказано ни слова. Но, как выяснил «МК» в Питере», 80 миллионов рублей выделено только на мероприятия 2011 года (на что идут эти средства, можно увидеть на сайте госзаказа, — к примеру, празднование Дня толерантности в Невском районе стоило 15,5 миллионов рублей).

Миллионы, судя по заявлениям чиновников, пошли также на оплату билетов в музеи и поездки в храмы Петербурга. Мысль авторов программы «Толерантность» такова: чем больше приезжие и местные дети будут ходить в музеи и церкви, тем меньше у них шансов взять в будущем в руки автоматы. Чиновники даже придумали особый нетолерантный термин для детей трудовых мигрантов, обучающихся в питерских школах, — инофоны. Однако, по мнению экспертов, из десятков тысяч детей-мигрантов, живущих в Петербурге, русский язык по программе «Толерантность» изучают лишь несколько сотен…

ЕГЭ для гастарбайтеров

— Все эти концерты и семинары — бессмысленны, — считает Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России. — Собираются некие циничные функционеры, представители различных общественных групп и диаспор, прекрасно понимая, что это «галочное» мероприятие.

— Какие, по-вашему, практические шаги нужно предпринять для решения межэтнической проблемы?

— Нужно привлекать активистов снизу. Это должно быть интернационалистическое движение, цель которого — возрождение таких славных традиций, как братство народов бывшей советской империи, к примеру, с учетом того, что на Пулковских высотах полегли чеченцы, азербайджанцы, украинцы и так далее. Нужно создавать не союз мигрантов или диаспор, а движение, в которое вошли бы русские, молдаване, киргизы, таджики… Интересно получается только тогда, когда люди поднимаются над своим этническим происхождением, объединенные общей целью. Это может быть общее ментальное пространство, в котором таджик и русский ближе друг к другу, чем, к примеру, таджик Рахмонов и русский Медведев. Это может быть понимание того, что есть общая судьба народов. Я такое движение уже инициировал и даже провел конференцию в Питере, но оказалось, что нет ресурсов, нет спонсоров, которые были бы заинтересованы в продвижении этого проекта.

Но как создать «общее ментальное пространство», как полюбить мигранта, похоже, никто не знает. Пока городская власть устраивает песни-пляски во имя толерантности, Федеральная миграционная служба придумывает свои «способы адаптации» гастарбайтеров. Мигрантам, в частности, собираются предложить некий тест, по результатам которого им будет выдаваться (или не выдаваться) вид на жительство. Тест уже называют «ЕГЭ», видимо, потому, что сдать его честно смогут только единицы.

Тест предполагает начисление баллов по 9 категориям: возраст, образование, уровень владения русским языком, стаж работы по специальности, профессиональный опыт, предложения и прежняя работа в РФ, наличие родственников и жилья в стране.

Какой гастарбайтер сможет набрать 100 баллов? Только выпускник престижного вуза Ташкента или Душанбе, имеющий обеспеченных родственников в России, которые смогут ему предложить высокооплачиваемую работу.

Но в Петербург едут совсем другие люди — те, кто не смог найти себе работу на родине, едет дешевая рабсила. По данным социологов, 60 процентов трудовых мигрантов не имеют профессионального образования. 20 процентов вообще не говорят по-русски, более 50 процентов знают только отдельные русские слова.

Русскому языку учат из-под палки

— Выход один — на законодательном уровне вводить обязательные уроки русского языка, — считает питерский публицист Дмитрий Жвания. — И ни в коем случае нельзя создавать свои «Гарлемы». Вот азербайджанцы в Коломне не хотят интегрироваться в наше общество, потому что у них и так все хорошо, можно даже не учить русский язык. Естественно, они вызывают негативную реакцию у местного населения.

Кстати, пожалуй, единственным видимым достижением программы «Толерантность» пока можно назвать бесплатные курсы русского языка для трудовых мигрантов, которые открылись в Петербурге в сентябре этого года. Занятия ведутся в 9 районах из 18. Но на деле оказалось, что это очередная профанация.

— Мне звонят чиновники, просят, чтобы я им прислал людей — поучиться русскому языку, — рассказывает Равшан Курбанов, главный редактор газеты для узбеков «ПетербургУз». — Какой человек, отработав 12 часов на стройке, поедет добровольно на эти уроки? Он даже не понимает, зачем ему нужен русский язык. Он живет на стройке, общается только со своими. У него проблем нет. Да, мигранта может заставить учиться работодатель. Но в таком случае властям надо как-то договориться с бизнесом. Но ничего этого не делается. Сейчас я вижу только одно — курсы русского языка придуманы для галочки, чиновникам надо отчитаться за бюджетные деньги.

Диаспоры-призраки

По неофициальным данным, уже каждый шестой житель Северной столицы — узбек. Узбекская диаспора — самая большая в Петербурге. Именно на их долю приходится большая доля тяжких преступлений, в частности изнасилований.

— Больше 50 процентов рабочих квот приходится на граждан Узбекистана, — говорит Равшан Курбанов. — Это порядка ста тысяч человек.

Нелегалов в пять раз больше. Итого порядка 600 тысяч легальных и нелегальных узбеков живет и работает в Северной столице. Не многим меньше азербайджанцев.

— Я часто езжу в Узбекистан и вижу, что люди не имеют никакой информации, какие специальности востребованы в Петербурге, они приезжают на авось, по звонку родных или знакомых, которые уже сюда перебрались, — рассказывает Равшан Курбанов. — Сейчас с помощью миграционных служб мы создаем организованный профессиональный набор трудовых мигрантов. Собираем информацию, какие специалисты нужны, в каких регионах острая нехватка рабочих рук. Нужно в самом Узбекистане готовить людей для работы в России, страховать их, проводить медицинские осмотры. И самое главное — давать им информацию о том месте, куда они едут.

Этой просветительской деятельностью по идее должны заниматься этнические диаспоры, которых в Петербурге около двух десятков. Чиновники любят в своих отчетах ссылаться на то, что в «сотрудничестве с диаспорами» решают межэтнические проблемы. В Петербурге даже открыт Дом национальностей, в котором каждый гастарбайтер якобы должен найти помощь и поддержку. Но, как выяснилось, многие официальные диаспоры в Петербурге — это призраки, фантомы. Мигранты им не верят.

— Потому что некоторые диаспоры просто дискредитировали себя в глазах трудовых мигрантов, — объясняет Курбанов. — Я знаю, что против некоторых глав диаспор даже возбуждались уголовные дела за мошенничество — они оформляли липовые виды на жительство и разрешение на работу. Нередко в официальной диаспоре может числиться два-три человека. И такая ситуация по всей России.

В Петербурге самыми сильными диаспорами считаются армянская и азербайджанская. Они самые многочисленные, потому еще имеют какую-то силу и вес. Таджикских и туркменских диаспор в городе несколько, каждая считает себя главной, поэтому весь пыл уходит на междоусобные войны, а не на «социальную адаптацию» своих земляков.

— Нужен единый координационный центр, куда входили бы диаспоры, не запятнанные ни в каких скандалах, имеющие реальный авторитет у мигрантов, — уверен Равшан Курбанов. — Но в нашем Доме национальностей кого только не встретишь… Все чего-то «координируют», а толку нет. Концерт провели, и рады. Смотрите, какие мы молодцы!

Ирина Молчанова

Мнения

Писатель Дмитрий Орехов:

«Толерантность — средство манипуляции»

— Слово «толерантность» (терпимость) известно с ХVIII века. Но современную трактовку, которая доминирует на Западе, этому термину дал немецкий и американский философ и социолог еврейского происхождения Герберт Маркузе (1898–1979 гг.). Толерантность по Маркузе — это не просто терпимость, а терпимость либеральная, избирательная. «Терпимость к движениям левым и нетерпимость к движениям правым». Что же означает применение принципов толерантности у нас в России?

Если речь идет об интеграции с Европой, гей-парадах, абортах, школьном секс-просвете, ювенальной юстиции, поощрении массовой трудовой миграции, выставке «Осторожно, религия!» — отношение должно быть максимально терпимым (то есть толерантным). Если же речь идет об интеграции с Белоруссией и Казахстаном, о попытках поднять рождаемость, о пропаганде целомудрия, патриотизме, уроках православной культуры, военном священстве — максимально нетерпимым (то есть… тоже толерантным). Исходя из этой логики, о преступлениях против русских нужно толерантно молчать, зато любое преступление против мигрантов должно толерантно давать старт мощной информационной атаке на умы.

Какова цель этой странной кампании по внедрению в общество системы двойных стандартов? Маркузе, стоявший у истоков, ее не скрывал: «Цель — размонтирование существующей системы». Над этим стоит задуматься.

Почему деньги налогоплательщиков, которые должны идти на укрепление государства, тратятся на его ослабление? Почему вместо патриотизма и семейных ценностей мы поддерживаем вредный манипуляционный проект?

Однажды на эти вопросы придется дать ответ. Если, конечно, мы не хотим уподобиться благонамеренному человеку, который хотел побриться, но сам себе перерезал горло.

Писатель Валерий Айрапетян:

«Русский народ — самый терпимый в мире»

— Люди, которые приезжают в Россию, должны уважать местную культуру, язык, традиции. Например, если девушка надела короткую юбку, это не значит, что она готова немедленно заняться сексом в ближайшем кустарнике. Значит ли это, что петербурженки должны одеваться более скромно, чтобы не провоцировать приезжих на насилие? Ничего подобного! Но здесь мы уже переходим к другому вопросу: а уважают ли русские себя? Ведь те же девочки могут позволить себе сесть в красивую иномарку к незнакомому мужчине, что никак не прибавляет к ним уважения. Попробуй русский приехать в Чечню и плюнуть на мечеть. Но он этого не сделает, потому что знает — последует страшное наказание. А у людей, приезжающих в Петербург, такого страха нет.

Толерантность, навязываемая извне в сознание людей, — это не что иное, как ширма, за которой проводятся различные либералистические гнусности: гомосексуализм, сексуальные извращения, абсолютное принятие любых форм мыслей. Государство может существовать, только когда у него имеется четко оформленная идеологическая концепция, в которой есть место табу. Толерантность это табу убивает. Я армянин, живу в России с 1993 года. Я никогда не дрался, не конфликтовал на почве межэтнической ненависти. Русский народ один из самых терпимых народов в мире. Именно он сейчас больше всего подвергается унижениям. Когда французы фактически довели до шовинизма свою национальность, вплоть до запрещения английского языка, это нормально. Это нормально для чеченцев, итальянцев, евреев, но для русских почему-то нет.

А как у них?

Лидеры ряда ведущих европейских стран признали полный провал политики толерантности к «инородцам». Еще пару лет назад представить такое можно было только в кошмарном сне — Европа принимала даже радикальных исламистов и проповедников из Иордании, Сирии, Сомали, Афганистана или Марокко, давая им статус беженцев и выплачивая социальное пособие. Сейчас после погромов во Франции, дела Брейвика в Норвегии, усиления «бытового национализма», в Европе задумались о будущем. Назад они выгнать никого не могут, поэтому начался процесс сокращения иммигрантов. Эксперты говорят, что похожий сценарий ждет и Россию. В Петербурге программа толерантности написана по тем же не оправдавшим себя европейским принципам.

Германия. Канцлер Ангела Меркель потребовала от иммигрантов более основательной интеграции в немецкое общество — через активное «вписывание» в жизнь страны. Более двух третей жителей Германии отметили, что мусульмане плохо интегрируются в европейское общество. А в среднем 40 процентов участников различных социологических исследований считают, что мусульмане несут в себе угрозу безопасности европейцев.

Великобритания. Премьер Дэвид Кэмерон озвучил идею о том, что сейчас европейские страны «вынуждены терпеть сегрегированное сообщество, которое не разделяет наших ценностей». Кроме того, премьер отметил рост интереса молодых британских мусульман к экстремистским идеям. «Нужно знать, где зарождаются террористическая идеология, исламистские настроения», — объявил Кэмерон и призвал запретить деятельность исламских проповедников в Европе.

Франция. Ввела запрет на ношение паранджи и никаба. Попыталась интернировать цыган. Президент Николя Саркози заявил, что Франция — светская страна. «Мы не хотим показного отправления религиозных обрядов на французских улицах… Французское национальное сообщество не хочет менять свой образ жизни, равенство между мужчиной и женщиной», — заявил он.

Швеция. Впервые в истории шведского парламентаризма в парламент была избрана ультраправая партия с очень простым лозунгом: «Швеция для шведов».

Голландия. Еще недавно была суперлиберальной страной. Но в прошлом году в парламент под лозунгом «Долой мусульман» пришла ультраправая партия.

Финляндия. Растут антииностранные настроения, даже несмотря на то, что число мигрантов в этой стране всегда было не столь велико, как в остальной Европе. Партия «Исконные финны», которая считает, что нет такой работы, которую не могут выполнить финны, на последних выборах вошла в парламент.

МК-идея

Альтернативная программа толерантности

Поскольку власти не хотят придумывать нормальные жизнеспособные способы укрепления межнациональной дружбы, предпочитая проводить бессмысленные и дорогостоящие мероприятия для галочки, «МК» в Питере» готов предложить альтернативную программу толерантности.

Культурный блок

1. Организовать переписку между школьными классами Петербурга и южных регионов России и СНГ. Школьные обмены — коллективные поездки друг другу в гости, жизнь в семьях.

2. Принять программу развития межнационального туризма (между Петербургом, Кавказом и Средней Азией). Вывозить ветеранов на отдых в республики за счет городского бюджета.

3. Проводить Дни национальной кухни (узбекской, таджикской, кавказской и т. п.) в Петербурге. Местные общины или землячества должны популяризировать свою культуру через национальные блюда (дешевые плов, лагман, хачапури, шашлыки должны продаваться в такие дни на каждом углу).

4. Организовать шефство диаспор и городов-побратимов (широко освещаемое в СМИ) над социальными городскими объектами — детскими домами, конкретными семьями нуждающихся петербуржцев.

5. Разработать свод правил поведения в Петербурге, доводить которые до приезжих должны прежде всего их городские диаспоры. Правила должны быть предельно бытовыми: как себя вести в городе, чтобы не провоцировать бытовой национализм (к примеру, громко не разговаривать на своем языке, не гонять свою музыку в маршрутках, не резать баранов на улицах и т. п).

Правовой блок

1. Не давать иностранцам, совершившим преступление в Петербурге, повторное разрешение на работу.

2. Наладить информирование в самих республиках об их земляках, совершивших преступление в Петербурге.

3. Организовать регулярные командировки петербургских полицейских на Кавказ и в Среднюю Азию с целью обмена опытом и информацией.

4. Обязать глав местных землячеств и представителей консульств немедленно выезжать на любой петербургский конфликт с участием выходцев из своих республик, встречаться с потерпевшими.

5. Ужесточить уголовную ответственность за ношение ножей и травматического оружия (по статистике, именно они часто применяются в межнациональных разборках).

6. Увеличивать число видеокамер и полицейских патрулей в местах скопления гастарбайтеров и на прилегающих к ним территориях.

12/10/2011

Источник: газета МК в Питере № 42(975) 12-19.10.2011 г.

Ссылка: http://www.mk-piter.ru/2011/10/14/015/

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.