ЭКСПЕРТЫ ЦМАКП: В ближайшие 20 лет в России будут повышаться налоги и пенсионный возраст.

Статья : 20 лет крутить педали.  Россия не избежит роста налогов и повышения пенсионного возраста, следует из прогноза до 2030 года, сделанном правительственными консультантами, иначе ее ждут серия девальваций и потеря влияния на международном уровне, а общество — конфликт между элитой и массами. Подобно велосипедисту, России придется постоянно двигаться, активно шевелиться, чтобы сохранить стабильность своего положения, предупреждают эксперты.

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) разработали два сценария развития глобальной экономики на ближайшие 20 лет. Документ-прогноз до 2030 года, который планируется представить на Красноярском экономическом форуме в субботу, есть в распоряжении «Газеты.Ru».

Что такое ЦМАКП
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования — независимая некоммерческая исследовательская организация. Специализируется на анализе и прогнозе в сфере государственных финансов,…

Первый — «инфляционное восстановление» — предполагает продолжение политики «дешевых денег», которое будет способствовать ускоренному экономическому росту и технологическому прорыву уже в 2015 году.

Но в таком развитии существует угроза нового экономического кризиса в 2017 году.

Согласно второму сценарию — «финансовой реструктуризации» — власти в ключевых странах мира проводят политику финансового оздоровления, которая замедлит темпы роста ВВП и перенесет новую технологическую волну на 2022 год.

При таком развитии событий возможны кризисы в 2013 году и 2022 году, которые ЦМАКП называет малыми.

С учетом этих факторов перед Россией в следующее двадцатилетие возникнут несколько вызовов.

Среди социальных рисков дефицит кадров, раскол общества на элиту и массы, у которых нет доступа к качественному образованию, рост числа мигрантов, что приведет к социальным конфликтам.

Чтобы вернуться в число мировых лидеров в сфере образования и науки, Россия должна будет попытаться сформировать «новое образование», которое позволяет обучаться в течение всей жизни, а также сформировать высокоиндустриальный «культ мастерства».

Другой риск — сужение геоэкономического пространства для России: в новом мире-2030 ей может не оказаться места.

«Китай, сохраняя дешевые факторы производства, создает все более технологически сложную продукцию; восточно-европейские страны, принимающие производства стран «старой Европы», получают доступ к современным технологиям, дешевым долгосрочным финансовым ресурсам и современным институтам инновационной системы», — объясняют авторы «Прогноза-2030». Но у России есть возможности «взлететь»: в отличие от Европы — более дешевые средства производства и собственная сырьевая база, в отличие от Китая — потенциал в технологически сложных сферах, например, ядерной энергетике, военном авиастроении.

У России, по мнению экономистов, также есть два пути развития до 2030 года. Согласно первому, инерционному сценарию, при цене на нефть $90—95 за баррель темпы роста ВВП не превысят 4—4,5% в год из-за медленного роста товарооборота, экспорта и государственного потребления. Риск девальвации в этом случае возникнет уже в 2014—2015 годах. Это втянет Россию в «латиноамериканский цикл», при котором обесценивание валюты приведет к инфляции, затем к кризису платежного баланса и очередному витку девальвации. Россию также ждет кризис бюджета: стабильный дефицит казны будет 3—3,5% ВВП.

Выход — перейти от экономики стабилизации к экономике развития, пишут эксперты ЦМАКП. «Российская экономика и общество находятся в ситуации велосипедиста:

поддерживать стабильность — социальную, бюджетную, макроэкономическую — мы можем, только интенсивно развиваясь. В противном случае экономическая политика сведется к латанию дыр — социальной стабилизации за счет бюджета, бюджетной — за счет налогов, госинвестиций, оборонзаказа, макроэкономической — за счет ослабления рубля»,

— предупреждает ЦМАКП. Эксперты центра рекомендуют определить приоритеты — разный подход к группам производств (с высоким потенциалом на глобальном и внутреннем рынках и неконкурентоспособным).

«Необходимо внятное послание, что получат элиты, общество, бизнес от модернизации», — подчеркивается в «Прогнозе-2030».

В этом случае возможны сценарии экономического роста, которых у России тоже два. В первом — «индустриальной модернизации» — увеличиваются госинвестиции в создание инфраструктуры, полностью выполняется госооборонзаказ, госдолг удерживается в безопасных рамках 14—16% ВВП. При этом власти отказываются от повышения налогов на несырьевой бизнес и увеличивают нагрузку на сырьевой сектор, а также на имущество и потребление населения.

Во втором сценарии — «социально-консервативном» — власти проводят умеренно жесткую бюджетную политику, главный приоритет которой — выполнение социальных обязательств. В результате налоговой реформы также увеличивается нагрузка на доходы и потребление населения. Устойчивый платежный баланс при втором сценарии обеспечат приток прямых иностранных инвестиций и несколько больший объем экспорта нефти.

Но в обоих вариантах развития власти будут поэтапно повышать пенсионный возраст.

Россия стоит перед тем же выбором, что и последние 15—20 лет: остаться преимущественно сырьевой экономикой или создать более современную структуру производства, соглашается с выводами ЦМАКП профессор Российской экономической школы Константин Стырин. «Если статус-кво сохранится, российская экономика будет расти медленно (2—4% в год) и будет подвержена внешним шокам, связанным с волатильностью мировых цен на энергоносители. Если удастся пойти вторым путем, можно получить более впечатляющие темпы роста (7—8% в год). Но второй путь труднореализуем без реформирования существующих институтов власти», — говорит Стырин.

«Российскому правительству надо решать — либо оно проводит рыночные реформы, либо оставляет все как есть и пытается удерживать «стабильность» до последнего, пока страну не накроет очередной мировой кризис, ресурсов на борьбу с которым уже не будет», — подтверждает аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин.

Выбор сценария реформ, написанных ЦМАКП для России, будет зависеть от политической ситуации, считает аналитик по стратегии «Citi Россия» Андрей Кузнецов: «При реализации первого сценария властям придется часть средств, направляемых на выполнение социальных обязательств, направить на инвестиции в инфраструктуру. Это трудно с политической точки зрения. Второй сценарий требует от властей меньше усилий, поэтому вероятность его реализации больше».

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/financial/2012/02/17/4004601.shtml

Источник: сайт  www.gazeta.ru

Ссылка: http://www.gazeta.ru/financial/2012/02/17/4004601.shtml

 

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.