1 мая – день труда, Майского дерева и Зеленого человечка

“Первомай шагает по планете” – известный слоган советских времен, не лишенный достоверности: человечество и впрямь отмечает первый день мая по всему земному шару. Только в одних странах людей объединяет идеология, в других – языческие корни праздника. Идеологическая подоплека Первомая общеизвестна: 1 мая 1886 года чикагские рабочие вышли на забастовку – с требованием восьмичасового рабочего дня. В ходе разгона полицией забастовки пролилась кровь, а четверо рабочих-организаторов были приговорены к смертной казни. Именно в память о них 1 мая 1889 года Парижский конгресс II Интернационала постановил отмечать 1 мая как День солидарности рабочих всего мира.

 

 

 

 

 

Впервые День международной солидарности трудящихся отметили в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах. В числе этих стран была и Россия, где в этот день прошла стачка в Варшаве – Польша в те времена еще входила в состав Россиийской империи.

После Октябрьской революции 1 мая стал официальным праздником – с военными парадами и обязательными “демонстрациями трудящихся”, в советские времена переросшими в массовые гуляния на природе – после официоза – и получившими название “маевок”. Произошедшая с праздником метаморфоза возвратила его на круги своя: ведь изначально это был языческий праздник встречи весны.

Жители Древней Италии поклонялись Майе – богине земли и плодородия. В ее честь и назван месяц, в первый день которого праздновали завершение посева. В других странах Европы традиция связывает майский праздник с весенними цветами.

Так, в Испании 1 Мая – Праздник всех цветов: в этот день женихи дарят своим избранницам распустившиеся цветы. На Сицилии вообще все от мала до велика в первые майские дни собирают луговые ромашки: эти цветы, по местным поверьям, приносят счастье. В Греции это тоже праздник цветов: плетут венки, украшают ими дома и автомобили, люди на улицах дарят друг другу свежие цветы.

А древние греки 1 мая украшали священную сосну Аттиса, супруга матери-Земли — Кибелы, полосками шерсти, в честь его воскрешения: сосну с отрубленными ветками несли торжественной процессией к храму, танцуя вокруг дерева. Со временем шерсть заменили разноцветными лентами, а сосну – так называемым “майским деревом”.

Майское дерево издавна является символом Первомая: посвященное земледелию и воскрешению образа Древа мира, оно олицетворяет собой жизнь, цветение, плодородие и здоровье. В обряде украшения разноцветными лентами дерева без ветвей  заложены глубинные смыслы – все элементы в нем не случайны и каждое действие ритуала “заряжено” верой людей в их “сотворчество” природе в этом акте возрождения. Здесь само дерево – это ось, вокруг которой вращается вселенная; дерево без листьев – всего лишь столб, “мертвый” центр. Но он оказывается способным к изменению, возрождению, “цветению” – когда его украсят семь разноцветных ленточек. Эти ленты – прообраз семи цветов радуги: она, как известно, появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Когда люди разматывают ленточки от столба, они “соучаствуют” в “создании мира от центра” – и сами выступают инструментами обновления жизни: столб символизирует  мужчину, а венок из лент — женщину; результатом их соединения становится возрождение жизни.

Традиция устанавливать «майское дерево» накануне 1 мая сохранилась во многих деревнях и городах Австрии, Германии, Чехии, Словакии, Скандинавии: столбы, украшенные венками и лентами, стоят на центральных площадях и во дворах домов. Вокруг символа весны разворачиваются народные  гулянья: как в России на Масленицу, все желающие состязаться карабкаются по столбу, победитель в качества приза получает крендель. В Австрии все еще бытует традиция “кражи”  дерева – с требованием выкупа за него, которым обычно становится выпивка – распиваемая «вором» вместе с «пострадавшим».

У древних северных народов 1 мая – это день Майской королевы и Зеленого Человечка. От них немцы переняли обычай украшать дома – внутри и снаружи – молодыми побегами и цветами. Ночью основные действа праздника происходят вокруг зажигаемых костров – через них прыгают и танцуют. Ночь завершается выбором майской королевы и короля.

Радостным и веселым был когда-то Майский праздник (Maifeiertag) в Германии: издревле на этот праздник можно было потанцевать, попеть, послушать музыку – и заодно обзавестись на ярмарке мастеров множеством полезных или забавных вещей. Но времена внесли свою коррективу – и сегодня 1 мая для берлинской полиции “черный день календаря”: в это день в городе проходит множество митингов, в том числе с участием левых и экстремистов-антиглобалистов, чьи выступления против социальной несправедливости зачастую заканчиваются погромами богатых кварталов или избиениями в этнических районах немецких городов. Вовсю резвятся анархисты в Гамбурге – устраивая уличные бои с полицией.

В 1977 году лондонская газета “Таймс” сетовала: “Скоро и у нас будет социализм”. Тогда благодаря правящей лейбористской партии 1 мая стал государственным праздником; сейчас  в Великобритании это выходной день – и здесь также проходят демонстрации, но, как и полагается в “доброй старой Англии”, особые. Например, в Рочестер – в 50 км от Лондона – на парад в честь Дня трубочиста съезжаются как представители этой древней профессии, так и “сочувствующие”. Приобщиться к параду-карнавалу может любой желающий – достаточно соответствовать “дресс-коду” мероприятия: котелок, вымазанное сажей лицо и щетка “профессионала”. Очевидно, что парад трубочистов  – одновременно и дань “празднику трудящихся”, и тонкая ирония над ним: не случайно “трудящиеся” представлены вымирающей профессией.

1 мая по улицам британских городов ходят и другие ряженые: “облаченные” в свежие ветки с головы до ног и с разукрашенным зеленой краской лицом. Эти люди изображают “Джека в зеленом”  – то есть дух деревьев, растений.

“Свой первомай” отмечают и финские студенты: их веселый праздник “Ваппу” отмечают все, кто когда-то учился. Основной атрибут праздника – белая фуражка, головной убор финских студентов. Под воздушными шарами, флагами и в музыкальном сопровождении финны спокойно распивают спиртное прямо на улице – зная, что полиция в такой день закрывает глаза на нарушение этого запрета.

Вступив в Евросоюз – кстати, именно 1 мая – Латвия сохранила “День Труда” в его лучшем советском варианте (массовый выезд за город на пикники), добавив и местной специфики: в этот день по улицам Риги проходит забег, в котором может принять участие любой желающий. Таких находится много – среди бегунов соседями школьника могут оказаться и банкир, и полицейский.

Для украинцев 1 Мая уже давно связан не с солидарностью трудящихся, а с отдыхом на природе: те, кто не смог уехать в Крым, жарят шашлыки прямо в городских парках. Жителям Молдовы вообще никуда выезжать не надо: даже не имея дачи, можно оказаться на природе – просто съехав с дороги, обсаженной лесополосой. В Первомай в парках Минска военные оркестры играют патриотические мелодии и саундтреки советских кинофильмов. Большая часть белорусов уезжает из городов – но не на шашлыки, а на дачу – сажать картошку.

Этот смысл “Праздника весны и труда” поддерживается и жителями России – кстати, род занятий человека в эти дни дает представление о его социальном статусе и материальном положении: часть россиян также начинает заниматься дачным хозяйством в первомайские праздники, другая часть  уезжает в пансионаты и дома отдыха. Самые изворотливые умудряются устроить себе каникулы, “соединив” первомайские праздники с Днем Победы: совсем недавно неприятного “разрыва” в виде рабочих дней между этими датами не было и многие позволяли себе  съездить отдохнуть за границу. Сейчас в России первомайские праздники ограничились “всего” 3 днями выходных – и в эти дни коммунисты и другие политически активные граждане продолжают традицию уличных демонстраций. Пока остальные россияне реализуют свою языческую составляющую праздника – “первомайскими шашлыками”, включающими в себя все аспекты единения с природой.

А вот в Грузии 1 мая – рабочий день. Но грузины все равно его отметят – чуть позже: 6 мая здесь широко гуляют на день святого Георгия – с присущими советскому первомаю застолью, тостами и шашлыками. Так что если кто “недопразднует” – можно смело отправляться в Грузию за “компенсацией

Apr 30, 2012 Нет коментариев Автор Алла Шишкова

 

Источник: www.immigrant-press.ru

 

Ссылка: http://www.immigrant-press.ru/2012/04/1-maya-den-truda-mayskogo-dereva-i-zelenogo-chelovechka/

Вы можете пролистать до конца и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.